Анализ зарубежного опыта применения фандрайзинга

Цели и задачи

Цель курсовой работы является изучение понятия фандрайзинг применительно к российской действительности.

Введение и актуальность


Распространение фандрайзинговых технологий прежде всего в западных странах имело свои причины. Например, в Америке благотворительным организациям не приходится рассчитывать преимущественно на государственные источники финансирования, так как с начала 80-х годов наблюдалось резкое сокращение материальной помощи федерального центра некоммерческому сектору. [13]
В литературе, касающейся деятельности некоммерческих организаций: различных фондов, независимых компаний, в основном представляющий третий сектор, под фандрайзингом понимается процесс сбора средств, которые реализуются в социально значимых программах, а также организационно поддерживают НКО. Здесь технология фандрайзинга разработано очень хорошо, существует масса практических пособий по фандрайзингу, направленных на поиск целевой аудитории. В США существуют длительные деловые традиции, и что немаловажно жесткие правовые условия деятельности по привлечению средств. Все это способствует формированию традиции процесса фандрайзинга. Существует ряд базовых принципов, по которым работают некоммерческие организации в деятельности привлечения средств. К ним относятся наличие фандрайзингого плана, куда входит планирование бюджета проекта организации, формирование адекватных представлений об этом плане у потенциальных доноров путем создания ключевых информационных сообщений, определение ключевых доноров и эффективные способы стимулирования их к пожертвованиям. [14]
Политический фандрайзинг в западных политических системах не сильно отличается от деятельности некоммерческих организаций.
Представляя собой деятельность по привлечению материальных средств, направленных на проведение общественных мероприятий политического характера, фандрайзинг выступает как очень важная часть деятельности кандидата в период избирательной кампании. Пожалуй, основными субъектами процесса фандрайзинга выступают кандидаты и политические партии, которые ведут официальный сбор средств в условиях публичной конкуренции. На сбор средств избирательный штаб кандидата тратит не меньше половины своего времени. Оно уходит прежде всего на работу с электоратом: проводиться сегментирование потенциальных доноров. Ими могут быть друзья, родственники, политические единомышленники, часть электората, которая заинтересована в победе кандидата, поскольку считает, что тогда он сможет помочь разрешить их личные проблемы. Считается, что наиболее эффективными способами фандрайзинга является личное общение кандидата с электоратом, прямая рассылка с просьбами. Самое последнее, что нужно делать - это брать деньги у организаций и людей, в зависимость от которых есть риск попасть в случае успешной избирательной кампании. Сюда относятся крупные финансово-промышленные группы, криминальные и околокриминальные структуры. Важная составляющая процесса фандрайзинга - его прозрачность. Она основана на законах, регламентирующих деятельность субъектов фандрайзинга. Так, финансовая дирекция избирательного штаба кандидата должна уметь доказать происхождение каждого полученного доллара на избирательную кампанию, подтверждать это документально. Таким образом, политический фандрайзинг в демократических политических системах представляет собой публичную систему конкурирования политических партий.
Ситуация с политическим фандрайзингом в России кардинально отличается от вышеописанной модели. Сбор материальных средств политическими партиями составляет лишь малую часть фандрайзингового поля. Это связано с несколькими обстоятельствами. Главное - отсутствие системы публичной конкуренции политических партий, доминирование аппаратной системы над партийной. Таким образом, субъектом фандрайзинговых отношений выступает бюрократия и политические элитные группы. Политизированная бюрократия исторически имеет сильный вес в российской политической системе. После развала СССР и в ходе «рыночных реформ» произошло слияние старых функционеров с новым классом частных собственников, что способствовало возникновению новых номенклатурно-олигархических ассоциаций в аппаратной системе. Центр принятия решений сместился с законотворческого уровня на аппартно-исполнительный. В виду этого субъектом политического фандрайзинга стали выступать различные политические элиты, а содержание понятия фандрайзинга расширилось, и теперь не составляет лишь аккумулирование финансовых ресурсов для личных целей. Под ресурсами можно понимать идеологическое и медийное доминирование, различные организации (компании, политические партии), которые используются для личных проектов. Это характерно для корпоративно-олигархического государства с высокой ролью теневых субъектов политики. Известно, что крупные государственные чиновники являются членами совета директоров крупных государственных компаний. В свою очередь крупные государственные компании являются владельцами крупных медийных ресурсов. Значит, можно сказать, что политико-экономические кланы используют власть для удовлетворения своих личных интересов, главным из которых является сохранение или достижение доминирования в аппаратно-административной системе. Значит, политический фандрайзинг в России носит намного более скрытный и всеохватный характер, нежели просто деятельность политических партий по привлечению финансовых средств. Политическая партия, крупные финансово-промышленные компании не являются субъектами фандрайзинга, а представляют его объекты, ресурсы тех или иных политических элит. [15]
Избирательные циклы 2011-2012 годов представляют угрозу для элит и заставляют их вступать в борьбу за ресурсы, необходимые для сохранения или достижения контроля над принятием ключевых решений. Исследование этого феномена может помочь в понимании специфики процесса политического фандрайзинга в России, которому на сегодняшний день уделяется слабое внимание.

Заключение и вывод

Международная практика демонстрирует, что франчайзинговый метод организации и развития предпринимательской деятельности активным образом применяется во многих государствах.
В настоящее время главными экспортерами франчайзингового бизнеса во многие государства стали США, Франция, Германия и Великобритания.
Американские франчайзоры считают самым выгодным методом выхода на иностранный рынок — развитие соответствующих франшизных сетей. Это помогает уменьшить инвестиционные риски и проводить расширение и продвижение на новых рынках, привлекая денежные ресурсы из страны присутствия.
Франчайзинг в Европе получал распространение различными способами, в соответствии со страной, обычаями, культурой и прежде всего в соответствии с тем, касается социально-экономической истории торговли, уровня развития и экономической системы. Франчайзи отдельных государств предпочли франчайзинг в сфере обслуживания (Великобритания и Германия), другие – в сфере торговли (Франция). При этом в отдельных видах деятельности франчайзинг почти отсутствует, к примеру, в Германии такого бизнеса нет в гостиничном секторе.
Франчайзинг - относительно новая индустрия в центральных и юго-восточных европейских государствах. Лидерами в области внедрения франчайзинговых систем в данном регионе стали Чехия и Венгрия, Польша, Болгария и Румыния.
На рынках этих государств регистрируется высокая конкуренция между американскими и западноевропейскими франчайзорами. При этом в таких государствах отмечаются высокие темпы развития розничной торговли и сферы оказания услуг.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ