Анализ уровня жизни населения региона (на примере конкретного субъекта РФ)

Цели и задачи

Целью данного исследования является анализ уровня жизни населения в Краснодарском крае.

Введение и актуальность


Таким образом, к ключевым задачам анализа уровня жизни населения можно отнести следующие: оценка и анализ динамики показателей уровня жизни; выражение общей тенденции; оценка факторов, влияющих на уровень жизни. Для этого могут использоваться такие инструменты статистического анализа, как оценка динамики и выявления тенденций, средства корреляционно-регрессионного анализа.

Глава 2. Статистический анализ уровня жизни населения Краснодарского края
2.1. Краткая характеристика социально-экономической ситуации в Краснодарском крае
По итогам 2017 года в Краснодарском крае сохранена стабильная социально-экономическая ситуация. В Южном федеральном округе по объему ВРП и ВРП в расчете на душу населения Краснодарский край занимает первое место.
Таблица 2.1
Показатели социально-экономического развития Краснодарского края [14]
Показатель 2016 2017 план 2017 отчет
ВРП, млрд. руб. 2133,9 2165,9 2166,0
ВРП в расчете на одного жителя, тыс. руб. 363,7 387,7 387,7
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. 511,3 360,0 398,1
Фонд оплаты труда, млрд руб. 489,3 517,0 516,1
Индекс потребительских цен, в % к предыдущему году 107,1 104,5 104,0
Среднегодовая численность населения, тыс. чел 5542,9 5594,8 5587,2

Заключение и вывод


На основе проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Уровень жизни представляет собой фундаментальный показатель жизни человека и во многом характеризует степень социально-экономического развития, как на национальном уровне, так и на уровне отдельных регионов. Краснодарский край является один из наиболее развитых субъектов Российской Федерации в Южном федеральном округе.
2. Анализ доходов населения Краснодарского края, зафиксировал, что за 2013 – 2017 гг. среднемесячная номинальная заработная плата в Краснодарском крае выросла на 26,99% и составила в 2017 году 30557,2 руб.. В среднем, ежегодно номинальная заработная плата росла на 6,16%, что в абсолютном выражении составило 1623,65 руб. Наименьший рост заработной платы был зафиксирован в кризисных в 2015 году: 3,84%. По остальным годам периода исследования темпы прироста превышают средние за период. Среднедушевые денежные доходы населения имеют схожую, с з/п динамику: рост за период 2013 – 2017 гг. на 28,89% . В среднем, ежегодно среднедушевые доходы населения росли на 6,55%, что в абсолютном выражении составило 1861,77 руб. В тоже время, рост среднедушевых доходов населения Краснодарского края характеризуется затухающей тенденцией: наибольший рост был зафиксирован по итогам 2014 года – 11,68%; в 2015 году прирост составил 8,99%, в 2014 году – 4,53%, и в 2017 году – 1,30%. За этот же период, средний размер начисленных пенсий в Краснодарском крае вырос на 32,74% и составил в 2017 году 12356,2 руб.. В среднем, ежегодно средний размер начисленных пенсий рос на 7,34%, что в абсолютном выражении составило 761,9 руб. Динамика среднего размера начисленных пенсий имет волнообразный характер: 3,84%. Так по итогам 2014 года фиксирует рост пенсий на 8,12%, в следующем, 2015 году, пенсии приросли на 10,95%, после чего в 2016 году прирост составил всего 2,94%. По итогам 2017 года средний размер пенсий увеличился на 7,50%.
3. Что касается реальных показателей, очищенных от уровня инфляции, то реальные доходы населения снижаются три года подряд: на 3,9% в 2015 году, на 0,9% в 2016 году и на 2,1% в 2017 году. Что касается заработной платы, то в 2015 году она показала снижение на 10,1%, после чего 2016 – 2017 гг. ее рост выражался в ничтожных величинах: 0,3% и 0,8% соответственно. В противовес заработной плате, пенсия в реальном выражении выросла в 2015 году на 1,7%, после чего в 2016 – 2017 гг происходило ее сжатие в реальном выражении: на 4,6% в 2016 году и на 26,8% в 2017 году. Таким образом, снижение реальных доходов населения, заработной платы и пенсий является факторами снижения уровня жизни населения Краснодарского края.
4. Коэффициенты фондов по величине денежных доходов и индекс Джини свидетельствуют о нарастании социального расслоения в Краснодарском крае. Т.е. на фоне роста номинальных доходов населения растет неравенство в их распределении, что, по сути, является угрозой социально-экономической безопасности региона. За рассматриваемый период наблюдается снижение отношения среднедушевых денежных доходов населения Краснодарского края к прожиточному минимуму. Так если в 2013 году среднедушевые доходы превышали прожиточный минимум в 3,671 раза, то по итогам 2017 года данное соотношение составило 3,302 раза. Анализ фиксирует, что в Краснодарском крае численность лиц, находящихся за чертой бедности имеет тенденцию к росту: если в 2013 году их численность составляла 551,8 тыс. чел., то по итогам 2017 года она составила 646,1 тыс. чел. Что касается собственно уровня бедности, то он резко вырос в 2015 году (с 10,1% в 2014 году до 11,7% в 2017 году), после чего стабилизировался на уровне 11,6%. Т.е. можно сделать вывод, что численность бедных в Краснодарском крае имеет идентичную, всей численности населения края, динамику.
5. В работе была проведена оценка зависимости уровня бедности от таких показателей как индекс реальных доходов населения, индекс Джини и дефицита денежного дохода. На основании проведенного корреляционного анализа можно сделать вывод, что наиболее статистически значимым фактором, влияющим на уровень бедности является дефицит денежных доходов. Следующим по значимости идет уровень социального расслоения населения по доходам. Фактор роста реальных доходов третий по значимости, в силу того, что при росте реальных доходов, основная часть приходится на более обеспеченные слои населения.
6. Решение проблемы бедности — это создание современной эффективной, конкурентоспособной экономики. Бедность во многом является причиной нарастания разницы в доходах населения, когда миллионеры богатеют, а малообеспеченные нищают. Важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно экономический рост ведет к увеличению валового национального дохода, за счет которого формируется фонд потребления. В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ