Анализ тропов на уроках рус.яз. в школе (на материале А. П. Чехова и В. А. Пьецуха)
Цели и задачи
Цель работы – разработать метод рекомендации для изучения тропов на уроках русского языка в средней школе.
Введение и актуальность
Изначально олицетворение как способ отражения действительности в вербальных текстах связано с антропоморфизмом, то есть стремлением людей приписывать предметам и явлениям неживой природы человеческие свойства и наделять живых существ и неживые предметы) человеческой психикой. Причина такого явления состоит в том, что олицетворенную природу можно понять, сориентироваться в ней, хотя, по мнению большинства исследователей, только считать, что это так.
По наблюдениям Т.А. Аминевой, в современной действительности можно выявить два подхода к определению понятия олицетворения [Аминева, 2014, с. 402-403 ]:
1) сторонники широкого толкования олицетворения мыслят данный прием как приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ (И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова и др.);
2) узкое определение олицетворения основывается на понимании данного тропа как «своеобразного художественного антропоморфизма» (В.П.Ковалев): олицетворить – значит наделить животных и неодушевленные предметы человеческими свойствами (А. Квятковский, О.А. Ахманова и др.).
В данной курсовой работе под термином «олицетворение» мы будем понимать художественный прием, состоящий в ассоциативном перенесении внешних признаков и внутренних характеристик человека на предметы, явления, животный и растительный мир, а также в приписывании им антропоморфных свойств [Аминева, 2014,с. 403].
В нашем исследовании мы опирались на классификацию типов олицетворения, разработанную Е.А. Тихомировой. Она основывается на морфолого-синтаксических принципах.
В зависимости от количества персонификаторов в словосочетании (или контексте) выделяются одиночные («задремали звезды золотые») и развернутые олицетворения («заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо»). В зависимости от способа выражения олицетворяющего признака и его синтаксической функции выделяются предикативные («звон тонет в воздухе»), атрибутивные олицетворяющие синтагмы («кудрявый сумрак») и дистантное олицетворение («приютились к вербам сиротливо избы деревень») [Аминева, 2014, с.404-405].
В предикативных конструкциях олицетворение проявляется в двусоставных предложениях с простым глагольным сказуемым:
Заключение и вывод
В данной курсовой работе перед нами стояла цель - разработать методические рекомендации для изучения тропов на уроках русского языка в средней школе.
В процессе исследования пришли к следующим выводам. Тропы как средства выразительности в художественном тексте способствуют созданию образа, указывают на временные рамки происходящих событий, служат средством создания иронического подтекста.
Анализ существующих школьных программ изучения русского языка показал, что целенаправленная работа по изучению выразительных средств языка не предусмотрена, и задача учителя заключается в том, чтобы выделить резервное время для демонстрации на примере конкретных художественных текстов стилистических и функциональных возможностей тропов.
Кроме того, многочисленные свидетельства доказывают, что школьники плохо опознают выразительные средства, в частности, метафоры и олицетворения в тексте, хотя часто употребляют их в собственной речи. Нами была предложена система упражнений, направленная на формирование умения осознанно употреблять тропы в качестве средства выразительности речи, а также находить их в художественном тексте, понимать авторскую задачу при обращении к ним.
В результате работы пришли к выводу о том, что количество упражнений по теме «Выразительные средства русского языка» могут быть разнообразным. Форма их подачи зависит от возможностей конкретного класса и задачи, которую учитель ставит перед собой.
В процессе исследования пришли к следующим выводам. Тропы как средства выразительности в художественном тексте способствуют созданию образа, указывают на временные рамки происходящих событий, служат средством создания иронического подтекста.
Анализ существующих школьных программ изучения русского языка показал, что целенаправленная работа по изучению выразительных средств языка не предусмотрена, и задача учителя заключается в том, чтобы выделить резервное время для демонстрации на примере конкретных художественных текстов стилистических и функциональных возможностей тропов.
Кроме того, многочисленные свидетельства доказывают, что школьники плохо опознают выразительные средства, в частности, метафоры и олицетворения в тексте, хотя часто употребляют их в собственной речи. Нами была предложена система упражнений, направленная на формирование умения осознанно употреблять тропы в качестве средства выразительности речи, а также находить их в художественном тексте, понимать авторскую задачу при обращении к ним.
В результате работы пришли к выводу о том, что количество упражнений по теме «Выразительные средства русского языка» могут быть разнообразным. Форма их подачи зависит от возможностей конкретного класса и задачи, которую учитель ставит перед собой.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт