:»Анализ системы финансирования федеральных программ льготного лекарственного обеспечения «

Цели и задачи

Цель исследования - предложить пути совершенствования организации льготного лекарственного обеспечения и определить слабые стороны механизма льготного лекарственного обеспечения в городском округе Балашиха Московской области.

Введение и актуальность


В сфере обращения лекарственных средств политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации в основном определяется политикой федерального центра. Вторгаясь в эту сферу, у региональных властей имеются возможности устанавливать любые размеры оптовых и розничных торговых надбавок к зарегистрированным производителями ценам, по вопросам регулирования цен на лекарственные средства из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, тем самым более жестко или более мягко. Определять степень саморегулирования рынка лекарственных препаратов в регионе, предоставлено право региональным властям самим формально не выходя за рамки политики федерального центра по ограничению цен. Возможность проведения щадящей налоговой политики по отношению к субъектам рынка обращения лекарственных средств в рамках своей компетенции, у органов власти субъектов РФ все же остается, например, при введении региональных и местных налогов и сборов предоставление налоговых льгот.
Отделение Пенсионного фонда РФ по городскому округу Балашиха, фармацевтические организации, аптечные организации (пункты отпуска лекарственных средств), лечебно-профилактические учреждения, центр обработки данных являются основными субъектами системы льготного лекарственного обеспечения.
С государственным заказчиком на оказание услуг по осуществлению льготного лекарственного обеспечения заключает договор аптечная организация и осуществляет следующие функции:
- при предъявлении карты льготного отпуска лекарственных средств и соответствующих документов, подтверждающих наличие льготы отпускает лекарственные средства по льготным и бесплатным рецептам;
- при получении медикаментов, отпущенных на льготных и бесплатных условиях в картах учета льготного отпуска лекарственных средств, выданных ЛПУ на руки больному, осуществляет отметку на рецепте об отпуске, постановку рецептов на очередь по обеспечению в журналах учета, с указанием даты постановки на очередь, подписи на рецепте.
Централизованные закупки лекарственных препаратов для льготного обеспечения ветеранов, инвалидов и реабилитированных организует государственный заказчик путем проведения закрытых конкурсов среди поставщиков, прошедших предварительный квалификационный отбор, обладающих достаточными трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами для исполнения государственного контракта, с обязательным проведением электронного аукционов для закупки лекарственных средств.
На основании заявок от государственного заказчика поставщики-победители аукциона доставляют медикаменты до аптечного склада по ценам конкурсных (котировочных) заявок.
Лицом, назначенным ответственным за льготное лекарственное обеспечение в лечебно - профилактическом учреждении осуществляется выписка льготных и бесплатных рецептов.
На аптечном складе государственного заказчика за счет собственных средств аптечного склада на основании контрактов (договоров) с поставщиками формируется оперативный резерв лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения при централизованных закупках. Передача собственных медикаментов аптечного склада в резерв возможна в случае необходимости. За счет денежных средств, выделяемых на реализацию федеральных законов осуществляется поддержание неснижаемого запаса резерва. На основе договорных отношений определяется взаимодействие министерства с аптечным складом по созданию резерва.
Особенности лекарственного обеспечения льготных категорий населения регламентируют региональные законы и акты органов исполнительной власти субъектов РФ, регулируют порядок ценообразования на лекарства из перечня жизненно необходимых лекарственных препаратов, в том числе, на лекарства для лечения социально значимых заболеваний. Частноправовые интересы хозяйствующих субъектов фармацевтического рынка практически целиком оставляет за рамками правового поля федеральное и региональное законодательство.
В процесс выполнения государственной функции по обеспечению льготными лекарствами отдельных категорий граждан вовлечены коммерческие организации. Так, деятельность по хранению, доставке и выдаче лекарственных препаратов в Московской области осуществляло по контракту ЗАО «Империя - Фарма».
В ходе реализации соглашений возникали сложности - ЗАО «Империя - Фарма» не принимала на склад лекарственные препараты, если их наименование или количество не совпадало с перечнем лекарств в приложении к государственному контракту. Не являлись исключением даже препараты, планируемые к закупке по целевым программам (противотуберкулёзные и другие).
Коммерческая организация, в силу своих интересов, в первую очередь заинтересована в получении прибыли, а не в реализации государственной задачи по обеспечению людей лекарствами.
В 2015 году отпуск лекарственных средств проводят коммерческие аптеки, в том числе аптечной сети ОАО «Мособлфармация», сумма контракта с которым на оказание услуг по выдаче лекарственных препаратов льготникам составляет 84,8 млн. рублей.

Заключение и вывод

Несмотря на многообразие нормативно-правовых актов разного уровня, принятых в сфере охраны здоровья, проведенное исследование проблем социальной политики в сфере льготного лекарственного обеспечения говорит о том, что по-прежнему актуальными остаются вопросы совершенствования федерального и регионального законодательства по вопросам организации и функционирования российской системы государственного управления здравоохранением.
Анализ изложенной выше информации позволяет говорить о том, что существующая громоздкая система лекарственного обеспечения не отвечает требованиям времени и не реализует в полной мере права граждан на льготные лекарственные препараты.
Ее характерными негативными чертами являются:
- большое количество нормативных правовых актов различного уровня, не обеспечивающих надлежащее регулирование лекарственного обеспечения;
- деление граждан на льготные категории федерального и регионального уровня;
- сложная система финансирования;
- недостаточность денежных средств, обусловленная, в том числе, низким ежемесячным нормативом на каждого льготника;
- расходование бюджетных средств на функционирование программы льготного лекарственного обеспечения, сопоставимых с расходами на приобретение лекарств;
- большое число участников программы, от которых зависит ее нормальное функционирование;
- длительная процедура получения больными людьми рецептов;
- неудовлетворительная организация отпуска лекарств в аптечных учреждениях;
- отсутствие механизма компенсации гражданам средств, потраченных на приобретение лекарств за личные сбережения;
- отсутствие отлаженного взаимодействия министерства здравоохранения с муниципальными органами управления здравоохранением;
- планирование потребности в лекарственных препаратах на основе прогнозных параметров, определяемых министерством здравоохранения в ежегодных заявках, без учета реальных потребностей граждан;
- несовершенство информационной системы льготного лекарственного обеспечения населения Московской области (ЕРИС).
По результатам проверок надзорных органов, отпуск лекарственных препаратов льготникам организован с многочисленными нарушениями:
- не обеспечена доступность аптек по месту жительства;
- время выдачи льготных лекарственных препаратов зачастую необоснованно ограничено;
- места выдачи лекарственных препаратов не оборудованы надлежащим образом;
- здания и помещения, где размещаются аптечные учреждения, не соответствуют требованиям законодательства по площади, наличию необходимых служебных помещений, оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения;
- отпуск лекарственных средств осуществляется неквалифицированными сотрудниками, не имеющими порой специального образования.
Создание доступной системы льготного лекарственного обеспечения граждан является велением времени и одной из значимых задач всех уровней власти.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ