Административно-правовой статус коммерческих организаций

Цели и задачи

Целью работы является изучение и анализ нормативно-правовых актов, научной и учебной литературы в области административно-правового статуса юридических лиц, в частности коммерческих организаций.

Введение и актуальность


Если речь идет о государственном предприятии, то вышестоящие органы государственного управления осуществляют управление им, если же предприятие не государственное (муниципальное, частное и т.д.), государство осуществляет в отношении него государственное регулирование. Если рассматривать полномочия в рамках осуществления административного надзора, то соблюдение законодательства о налогах, правил пользования землей, энергоресурсами, санитарных и эпидемиологических правил, правил пожарной безопасности и т.д. распространяется на все предприятия, независимо от видов. Также неизменной составной частью административно-правового статуса всех предприятий является их административная и поднадзорная подчиненность.
Административно-правовой статус предприятий включает также гарантии их прав:
недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности;
защита имущества предприятия от незаконного изъятия;
недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции.
Н. В. Киселева полагает, что административно-правовой статус юридического лица имеет определенную структуру, которая включает целевой блок элементов, организационный блок элементов, компетенцию в сфере государственного управления и административную ответственность как необходимое правовое средство обеспечения надлежащего исполнения обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления.
В отличие от компетенции юридического лица в сфере государственного управления и административной ответственности юридического лица, характеризующих исключительно его административно-правовой статус, целевой и организационный блоки элементов его правового статуса в равной мере могут быть отнесены как к гражданско-правовому, так и к административно-правовому статусу. В связи с этим, в содержание их административно-правового статуса, как правило, включаются следующие элементы:
1) место в административно-публичной сфере, в том числе подведомственность (подчиненность) ее конкретному органу исполнительной власти либо иной вид юридической связи с органами исполнительной власти;
2) предмет, виды и сфера деятельности;
3) цели создания и деятельности;
4) задачи, решаемые в административно-публичной сфере;
5) функции, выполняемые в административно-публичной сфере;
6) общие и (или) специальные административные права (полномочия) в административно-публичной сфере;
7) ограничения общих и (или) специальных административных прав (полномочий) в административно-публичной сфере;
8) общие и (или) специальные административные обязанности в административно-публичной сфере;
9) юридическая (административная и иная публично-правовая) общая или специальная ответственность организации за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения.
В зависимости от особенностей содержания перечисленных элементов выделяют общий и специальный административно-правовые статусы. Общий административно-правовой статус предприятия представляет собой общую административно-правовую характеристику этого предприятия и включает в себя, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения этих прав, административные обязанности и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. Общим административно-правовым статусом обладают, в частности, большинство предприятий. Общий административно-правовой статус возникает у предприятия с момента ее создания (государственной регистрации в качестве юридического лица). Одновременно с возникновением общего административно-правового статуса у предприятия возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность).
Специальный административно-правовой статус предприятия представляет собой специальную административно-правовую характеристику этого предприятия и включает в себя, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения этих прав (полномочий), административные обязанности этого предприятия и др. Унитарное предприятия осуществляют свою деятельность на основании положений гражданского, налогового законодательства, а также отдельных норм административного законодательства. В связи с этим сущность административно-правового регулирования хозяйственной деятельности унитарных предприятий выражается в воздействии на них органов государственной власти и местного самоуправления. При этом воздействие заключается в осуществлении отдельных видов контроля или надзора (налогового, валютного, метрологического, таможенного, транспортного), государственной регистрации, принудительной ликвидации, предотвращении монопольной и иной деятельности, направленной на ограничение конкуренции, предоставлении гарантий и поддержки, применении мер юридической ответственности.

Заключение и вывод


К числу характерных особенностей административно-правового статуса коммерческих организаций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся следующие:
осуществление деятельности, в том числе предпринимательской, участие в гражданско-правовых отношениях с учетом рамок, определенных нормами административного права;
взаимодействие с различными органами исполнительной власти в связи с разными аспектами деятельности;
выполнение специфических административно-правовых обязанностей и соблюдение прямых административных запретов;
деятельность юридических лиц проверяется органами исполнительной власти в рамках их компетенции.
Административно-правовой статус коммерческих организаций имеет свои особенности. Такие организации осуществляют свою деятельность безусловно в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Наряду с этим, влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные. Оно не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями.
Административная ответственность является обязательным элементом административно-правового статуса юридического лица (коммерческой организации) и является административно-правовой гарантией надлежащей реализации прав и обязанностей юридических лиц (коммерческих организаций). Общие принципы применения административной ответственности к юридическим лицам определены в ст. 2.10 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 названной статьи юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ