Художественно-творческие технологии социальной работы с детьми-инвалидами

Цели и задачи

Цель исследования: раскрыть теоретические и практические основы использования художественно-творческих технологий с детьми-инвалидами в практике социальной работы.

Введение и актуальность


Киселева М. В, выделяет пять типов занятий, используемых в практике проведения изотерапии: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами; задания на совместную деятельность [17, c. 78].
1. Предметно-тематический тип – основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными « Моя семья», «Моё любимое занятие», «Я дома», « Кем я стану» и др.
2. Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображение эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление». Такие типы занятий, могут оказывать влияние на осознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции».
3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения исимволической функции—занятия, основанные на принципе проекции, «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление «Рисование по точкам» – способствует повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
4. Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т.д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей « Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм и их уничтожение по типу игр «разрушение — строительство»).
5. Занятия на совместную деятельность — могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений и обеспечивают эффективное эмоциональное отреагирование.
Таким образом, использование изотерапии, в процессе социальной адаптации детей-инвалидов, позволяет получить положительные результаты, поскольку творческая деятельность является прямым отражением чувств, мыслей, переживаний ребенка.
Символизм, присущий изотерапии, позволяет ребенку более точно выразить свои переживания, избавиться от эмоционального напряжения, взглянуть на сложившуюся ситуацию под другим углом и почувствовать уверенность в себе.

Заключение и вывод


Психическое развитие ребёнка-инвалида и уровень его социальной адаптации, определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психический настрой ребёнка, так и на него деятельность.
Использование изотерапии, позволяет получить положительные результаты, поскольку творческая деятельность является прямым отражением чувств, мыслей, переживаний ребенка. Символизм, присущий изотерапии, позволяет ребенку более точно выразить свои переживания, избавиться от эмоционального напряжения, взглянуть на сложившуюся ситуацию под другим углом и почувствовать уверенность в себе.
Предложенный нами проект с использованием художественно-творческих технологий, методом изотерапии, может свободно реализовать социальный работник на базе медицинского центра.
Ведь именно его непосредственная работа с детьми является одной из важных составляющих эмоционального состояния ребенка, который пребывает на лечении. Детям необходимо снимать напряжение до/после операции с помощью различных художественно-творческих технологий, ведь это помогает ребенку отвлечься от мыслей о его физической неполноценности, а также проявлять свой творческий потенциал.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ