Развитие коммуникативных УУД средствами иностранного языка в начальной школе

По мнению А.А Леонтьева, «речевая деятельность — это некоторая абстракция, которая не соотносится непосредственно с «классическими» видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), и не может быть сопоставлена с трудом или игрой. Речевая деятельность в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого»[29].
Речевая деятельность как деятельность творческая представляет собой механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий[17].
В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:
Первая фраза предполагает подготовку высказывания. Происходит осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учёта обстановки.
Вторая фаза включает в себя структурирование высказывания, то есть выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформление.
Третья фаза подразумевает переход к внешней речи, то есть звуковое или графическое оформление высказывания[18].
В методике преподавания иностранных языков принято разграничивать продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности[26].
Рецептивными умениями считаются восприятие и понимание связного иноязычного текста (чтение) и восприятии речи на слух (аудировании).
Продуктивные виды речевой деятельности предполагают создание текстов (высказываний) в устной (говорение) и письменной (письмо) форме .
В своей работе мы сделаем акцент на говорении как продуктивном виде речевой деятельности, так как основным показателем сформированности коммуникативных УУД является умение формировать и формулировать мысль на английском языке.
Основной целью обучения иностранному языку в образовательной организации является умение успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры. Достижение данной цели невозможно без развития у обучающихся навыков иноязычного говорения.
Под говорением Е.П. Кириллова, Б.Т. Лазарева и С.И. Петрушин понимают высказывание своих мыслей и передача чужих мнений в устной форме на иностранном языке[24].
Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами:
мотив — потребность или необходимость высказаться;
цель и функции — характер воздействия на партнера, способ самовыражения;
предмет — своя или чужая мысль;
структура — действия и операции;
механизмы — осмысление, предвосхищение, комбинирование;
средства — языковой и речевой материал;
речевой продукт — типы диалогов, монологических высказываний;
условия — речевые ситуации;
наличие или отсутствие опор[25].
Для того чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, нужно чтобы в основе ее порождения и стимулирования лежал мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию.
Речевая ситуация – это обстоятельства, в которые погружаются обучающийся и которые вызывают у него потребность говорить[36].
Говорение неотделимо от условий, в которых оно протекает. Оно зависит от:
целей и мотивов общения;
социальной роли в общении;
характерных особенностей участников общения;
уровня развития и возраста говорящих.
Все перечисленное составляет ситуацию общения, которая позволяет осуществить речевое действие по намеченному плану [67].
Компоненты речевой ситуации представлены на рисунке 1.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ