Организация и правовое регулирование дипломатической службы в России.

Цели и задачи

Цель исследования – проанализировать нормативно-правовые основы регулирования дипломатической службы в России.

Введение и актуальность


В рамках урегулирования возникающих конфликтных ситуаций российская дипломатия допускает использование «мягкой силы». Ранее термин в официальных документах не использовался: неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам.
Впервые в истории российской дипломатии после распада Советского Союза в Концепции внешней политики выделяется отдельный приоритет – борьба с международным терроризмом, в том числе с конкретным окологосударственным образованием. Ни на ранних этапах формирования внешней правовой политики России, ни в период активизации внешнеполитической Доктрины, подобного не наблюдалось. Историческая перемена связана, прежде всего, с возникновением реальной угрозы международной стабильности. В рамках борьбы с очагом нестабильности выделяется пункт 15 Концепции: качественно новый характер глобальная террористическая угроза приобрела с появлением международной террористической организации «Исламское государство» и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана. Главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей.
Правовая основа внешней политики Российской Федерации на данном этапе претерпевает существенные изменения по сравнению с Доктриной, принятой в 2008 году.
В 2017 году российская дипломатия решала многоплановые задачи по обеспечению национальной безопасности и созданию благоприятных внешних условий для поступательного развития страны. Россия сохраняла самостоятельный внешнеполитический курс, продвигала объединительную повестку дня, предлагала конструктивные варианты решения международных проблем и конфликтов. Развивала взаимовыгодные отношения со всеми заинтересованными государствами, играла активную роль в работе ООН, многосторонних организаций и форумов, включая «Группу двадцати», БРИКС, ШОС, ОБСЕ, ОДКБ. Помимо прочего, российская политика была направлена на предотвращение дестабилизации международных отношений – такой ответственный курс нашей страны встречал широкое понимание в мировом сообществе.
Особое внимание уделялось поддержанию стабильности и развитию интеграционных процессов на пространстве Содружества независимых государств. Российское председательство в СНГ в 2017 году способствовало дальнейшему укреплению сотрудничества наших стран в экономической, правоохранительной, гуманитарной и других областях, а также в сфере внешнеполитической координации. Значимыми результатами по линии Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стали завершение работы над Таможенным кодексом, одобрение «дорожной карты» действий по развитию интеграции, принятие плана мероприятий по реализации скоординированной транспортной политики государств-членов на 2018–2020 гг. Завершение переговоров с Пекином по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве стало важным этапом в процессе сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, являющегося частью китайской инициативы «Один пояс – один путь».
На европейском направлении поддерживались активные политические контакты с ФРГ, Францией, Италией, Австрией, Венгрией, Грецией, Кипром, Финляндией, Чехией, Сербией. Россия подтвердила свою ведущую роль в развитии международного арктического сотрудничества, проведя в Архангельске IV форум «Арктика – территория диалога» (март).
Во взаимодействии с Европейским союзом положительным итогом стало оживление политдиалога на высшем и высоком уровнях и отраслевого сотрудничества. Контакты с Североатлантическим альянсом, проводящим конфронтационную линию в отношении России, не имели возможности для конструктивного развития. Площадка ОБСЕ энергично задействовалась для отстаивания российского взгляда на широкий круг общеевропейских проблем. Россия участвовала в работе органов Совета Европы.
Получили серьезный импульс двусторонние отношения и с другими государствами Ближнего и Среднего Востока: Египтом, Саудовской Аравией, Израилем, Иорданией, Ираком, Катаром, ОАЭ.
Таким образом, на новые вызовы на международной арене, стремительно меняющийся мир и, осознавая свое место мировой политике, российская дипломатия отвечает обновленной концептуальной правовой Доктриной. Суть концепции претерпела модернизацию и существенные изменения, продолжая, однако, служить конкретной цели – защите национальных интересов Российской Федерации.

Заключение и вывод

Современная дипломатия охватывает всю внешнеполитическую систему, а также глав государств и правительств, ведомств иностранных дел и представителей за границей. Главными средствами дипломатии принято считать переговоры, умение находить компромисс и верные решения в глобальных проблемах.
Важным условием осуществления государством своих внешних функций, решения тактических и стратегических задач, направленных на реализацию национальных интересов, социальное, экономическое развитие, является наличие высокопрофессиональной и организованной дипломатической службы.
Дипломатическая служба в своих рамках не только осуществляет внешнюю политику государства, но и участвует в ее выработке. Задача дипломатической службы в том, чтобы защитить интересы своего государства и каждого гражданина своей страны, проживающего за границей.
Дипломатическая служба РФ регламентируется и регулируется нормативно правовыми актами международного права, такими как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963г. В своей работе дипломатические ведомства руководствуются положениями Конституции РФ, ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ», указами Президента и постановлениями Правительства, распоряжениями и приказами министра иностранных дел. Важную роль во внешнеполитических сношениях играют Указ Президента РФ «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии РФ», ФЗ от 4 января «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», регламентирующий вопросы международной деятельности и вовлечения в нее регионов России.
Особое место среди документов, регулирующих деятельность дипломатической службы, занимает Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 12 июля 2008 г., которая раскрывает приоритеты и тенденции внешней политики государства, обозначает его стратегических союзников и партнеров.
Таким образом, дипломатическая служба РФ, под которой понимается особый вид профессиональной деятельности федеральных государственных служащих, замещающих дипломатические должности в системе Министерства иностранных дел, прошла в своем развитии много этапов, на которых деятельность дипломатических ведомств кардинально менялась. В настоящее время Министерство иностранных дел создает благоприятные внешние условия для успешного экономического и социального развития Российской Федерации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ