Сотрудничество нефтегазовых компаний РФ и государств ЕС | Пример курсовой работы

Сотрудничество нефтегазовых компаний РФ и государств ЕС

Цель данной работы: анализ сотрудничества нефтегазовых компаний РФ и государств Евросоюза.

Основная проблема российской энергетики – высокая энергоемкость нашей экономики. В 1990 году Россия была почти в 6 раз выше, чем в среднем в мире по энергоемкости ВВП, а в 1996-98 годах этот разрыв увеличился в семь раз. Однако с восстановлением экономики после 1998 года началось быстрое снижение энергоемкости ВВП. Таким образом, за 10 лет мы почти в 3 раза сократили отставание от среднемирового показателя, но сегодня мы превышаем их в 4,5 раза. Основные усилия государства должны быть направлены на снижение энергоемкости экономики. Россия обладает 1/5 мировых запасов ископаемого топлива, но значительно отстала в своем исследовании за последнее десятилетие.
Следующая важная проблема – это бремя российских энергоносителей на окружающую среду. В частности, выбросы парниковых газов в районе 2020 г. превысят уровень 1990 г., который взят за ориентир на первом этапе «Киотского процесса» регулирования выбросов парниковых газов. В связи с этим исследователи прогнозируют замедление экономического роста на 0,4–0,5% годового роста; на период с 2005 по 2030 год это означает отставание в развитии на полтора года. Этот исход событий коренным образом меняет электроэнергетику страны. Атомные электростанции и гидроэлектростанции остаются приоритетными, но вместо угольных электростанций должны активно появляться и развиваться современные технологии комбинированного цикла. В настоящее время экономически оправданное использование возобновляемых источников энергии значительно увеличивается.
Еще одна проблема российского топливно-энергетического сектора – гораздо более значительная нагрузка на экономику, чем во всем мире. По данным Всемирного энергетического агентства, за последние 20 лет мир вложил в энергетику 1,5% ВВП, он также прогнозирует 2030 г. инвестиции в энергетику в размере 1,3-1,5% ВВП. Это огромная сумма – 21-22 трлн. долларов, но нагрузка на экономику остается более или менее одинаковой. В России инвестиции в топливно-энергетический сектор, по прогнозам наших ученых, составят от 6 до 8% ВВП против 4%, которые фактически были потрачены за последние пять лет. Это, действительно, предел возможностей экономики.
Следует отметить, что особое место в экономическом сотрудничестве двух сторон занимает энергетический сектор. Россия исторически была крупнейшим энергетическим партнером ЕС. Россия поставляет европейским потребителям около трети импортируемого газа, нефти и угля. В свою очередь, на Европу приходится более 2/3 общего объема экспортируемой российской нефти и газа и 1/2 угля.
Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), зависимость стран ЕС от импортируемой энергии к 2035 году возрастет с нынешних 60% до 80%. Традиционная «привязанность» друг к другу не позволяет обеим сторонам продолжать отказываться от сотрудничества, но в то же время создает взаимные риски для экономической безопасности как экономики ЕС, так и России.
Поэтому проблемы в энергетике на данный момент остаются одним из самых чувствительных моментов во взаимодействии России и ЕС. В последние годы одной из самых актуальных тем в отношениях между Россией и Евросоюзом является сотрудничество в газовой сфере. Поставки на европейский рынок обеспечивают более 50% выручки «Газпрома», и для многих европейских потребителей «Газпром» является единственным поставщиком. Но несмотря на то, что Москва и Брюссель ориентированы на единый энергетический рынок, взгляды партнеров на него часто диаметрально противоположны.
Если в понимании Европы рынок газа и других энергоносителей должен быть максимально либерализован и конкурентоспособен, то для России приоритетами являются надежность поставок, сохранение контроля над ними и доступ к конечным потребителям в ЕС. Диалог о Третьем энергопакете, который предусматривает комплекс мер по структурной реформе вертикально интегрированных компаний, направленный на отделение транспортировки сырья от этапов производства и продажи, особенно сложен для развития.
В зависимости от альтернативы, выбранной странами ЕС в своем законодательстве, «Газпрому» придется либо отказаться от владения газопроводами в ЕС, либо реорганизовать свою деятельность. И российский гигант исторически был монопольным оператором этих магистралей, и их строительство является одним из основных пунктов затрат компании. По мнению российских властей, введение властями ЕС третьего энергетического пакета является попыткой снизить цену на импортируемый газ ЕС и изменить существующий механизм ценообразования на газ, связанный с ценами на нефть, что может существенно повлиять на доход страна, формируя свой бюджет во многом за счет углеводородов.
Во многом из-за этих разногласий в 2014 году прекратил свое существование один из самых амбициозных совместных проектов газопровода ЕС-Россия Южный поток под Черным морем в обход нестабильной Украины. Таким образом, несмотря на наличие общих интересов, современное российско-европейское энергетическое сотрудничество характеризуется удаленностью сторон и ростом противоречий, и в краткосрочной перспективе существенного улучшения ситуации ожидать не стоит.
Цель данной работы: анализ сотрудничества нефтегазовых компаний РФ и государств Евросоюза.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!