Оценка социально-экономической эффективности правового регулирования коммерческой рекламы

Цели и задачи

Цель работы – дать оценку социально-экономической эффективности правового регулирования коммерческой рекламы.

Введение и актуальность


Закон «О рекламе» также распространяется на использование рекламы, является полностью или частично объектом авторского права и смежных прав. Такой вывод можно сделать на основании анализа ст. 4 Закона, с уточнением, что использование рекламы также должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, в частности, об авторских и смежных правах. Если на рекламу распространяются авторские и смежные права, они подлежат защите в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Закону о рекламе, реклама должна быть четко отделена от другой информации, независимо от формы или способа распространения, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу. Для того, чтобы отделить рекламу от другой информации, которой нет, ст. 16 Закона «О рекламе» содержит специальное правило: «размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
Особые требования к рекламе определенных видов товаров четко и подробно указаны в Законе о рекламе применительно к конкретному товару как объекту рекламы.
В ст. 2 указанного Закона, сфера применения указана, и установлено правило, что Закон не распространяется на политическую рекламу, включая предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Из этого правила можно сделать вывод, что законодатель намеренно определяет политическую рекламу как более емкую концепцию, которая включает в себя различные виды агитации (предвыборные и референдумные). Политическая реклама часто заменяется социальной рекламой из-за возросшей «политизации». Существует мнение, например, В.В. Мыльникова о том, что законодательно произошло отождествление политической рекламы не только с предвыборной агитацией, но и, по сути, с рекламой социальной [15].
Закон «О рекламе» является основным, но не единственным нормативным актом в сфере регулирования рекламы. К ним относятся как законы, так и подзаконные акты. Это Международный кодекс рекламной практики; Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. N 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»; Соглашение о сотрудничестве между государствами-участниками СНГ в области регулирования рекламы; Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления табака».
Законодательство о рекламе является комплексным, в нем нормы частного права пересекаются с нормами публичного права. На самом деле рекламные отношения требуют учета частных и общественных интересов, что приводит к взаимодействию диспозитивных и императивных методов регулирования.
Таким образом, для совершенствования рекламного законодательства необходимо использовать инструменты гражданского права для обеспечения оптимального сочетания рыночной саморегуляции субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, а также баланса государственных и частных интересов рекламных субъектов.

Заключение и вывод

Законодательство о рекламной деятельности нуждается в совершенствовании. Следует перенять опыт развитых зарубежных стран, в которых рекламная деятельность урегулирована на достаточно высоком уровне. Но перед этим нужно создать условия, при которых такой механизм будет работать. Следует иметь в виду, что понятие рекламы, установленное Законом о рекламе, на практике используется не только для обозначения определенного вида информации, но и охватывает собой творческую деятельность по ее созданию и доведению до потенциального потребителя в целях продвижения объекта рекламирования на рынке. В итоге понятия «реклама» и «рекламная деятельность» зачастую применяются в гражданском обороте как синонимы. Несмотря на наличие легального определения понятия «реклама», закрепленного в Законе о рекламе, в научной среде единое понимание рекламы отсутствует. При применении системного подхода к изучению отношений, возникающих в рекламной деятельности, автором подтверждено, что рекламные отношения имеют три уровня: гражданско-правовой, административно-правовой и неправового в части взаимоотношений с общественными, в т.ч. саморегулируемыми организациями. Соответственно рекламные отношения неоднородны.
Основным инструментом осуществления государственного контроля над рекламой является законодательная база.
Следует отметить следующие основные проблемы действующего механизма: несоответствие действующего закона «О рекламе» современной реальности; проблема «чрезмерного регулирования» отдельных сторон рекламы; отсутствие государственного регулирования новых форм и видов рекламы; проблема несоответствия законодательства о рекламе; проблемы во взаимоотношениях представителей рекламного рынка с государственными органами при осуществлении рекламной деятельности; мероприятия, осуществляемые государством в рамках регулирования рынка рекламных услуг, нередко нарушают внутренние законы рынка и установленные правила рекламного бизнеса, противоречат сложившейся и устоявшейся практике.
Важно отметить, что принятие Закона о рекламе частично решило некоторые из проблем, которые мы упоминали выше. Но в то же время должны быть определены основные направления совершенствования государственного регулирования рекламы в сфере законодательства, которые должны быть реализованы по трем направлениям: содержание рекламной информации; носители рекламной информации; распространение рекламной информации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ