Создание конкурентных преимуществ с помощью нововведений

Цели и задачи

Цель исследования: выявить особенности формирования конкурентных преимуществ с помощью нововведений.

Введение и актуальность


Я думаю, что резюмируя сказанное можно сделать вывод о том, что внешними факторами развития конкурентоспособности фирмы в условиях информационной экономики являются аналогичные тенденции, как и при нахождении организации в рамках другой экономической формы, но при этом каждый из них отражается в своей специфике.
Наконец, хотелось бы отметить, что практические способы достижения фирмой конкурентоспособности в условиях информационной экономики имеют весьма широкий спектр.
К ним относят:
1) широту охвата рынков организованной продажей, которая зависит от их своевременного информационного мониторинга;
2) возможности и активность в разработке новых товаров, которые создаются благодаря деятельности информационно «подкованных» управленческих кадров;
3) повышение уровня инновационности продукции посредством анализа информации о наиболее значимых потребностях индивидов и. т. п.


1.3 Анализ и динамика развития конкурентных рынков в России

Особенностью рыночной системы РФ является высокая степень монополизации рынка, структура которого сложилась еще в советский период. Специфика монополизма в РФ - монополистические структуры создавались "сверху". Государственные органы не боролись, а деятельно содействовали увеличению степени монополизации хозяйства.
Формирование монополии началось в 1930-е гг. и развивалось все годы советской власти. Начальной точкой отсчета была принудительная централизация всех функций управления экономикой в руках страны. В итоге складывалась высокомонополизированная экономика.
В начале 1991 г. 1800 названий разных видов продукции выпускалось лишь в одной компании в стране, более 1100 компаний являлись безусловными монополистами в производстве собственной продукции. В производстве почти всех важных видов продукции главенствовали 2 - 3. К примеру, из 19 главных видов кузнечно-прессовых машин 9 выпускалось в одной организации, 6 - в 2-ух организациях и 4 - в 3-х компаниях в стране. 80% выпуска холодильников было сосредоточено на 4, а морозильников - на 3-х предприятиях. На 3-х предприятиях было сконцентрировано создание 15% переносных телевизоров.
Система планового изготовления и распределения произведенной продукции привела еще к одному специфичному проявлению монополизма в плановой экономике - происхождению дефицита. При этом с началом рыночных реформ освобожденные от директивного планирования, в частности в области ценообразования, сверх концентрированные компании:
1. оказались производственно неэффективными, что обнаружилось в больших издержках изготовления и невысоком качестве продукции.
2. не сталкиваясь с ощутимой конкуренцией со стороны государственных компаний, сверхкрупные фирмы получили возможность навязывать свои цены, чтобы компенсировать недостаточную эффективность.
Сейчас ситуация следующая: общее количество предприятий и организаций, зарегистрированных в России, по состоянию на начало 2015 года по данным Росстата, незначительно увеличилось и составило 4,87 млн. единиц (на 0,9% больше чем на начало 2013 года), при этом концентрация снизилась (см. табл. 1. и рис. 1)

Заключение и вывод


На основе проделанной работы можно сделать выводы:
1) Конкуренция является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между производителями и потребителями благ (услуг и товаров), между агентами предложения и спроса, между всеми субъектами рыночной экономики (государством, фирмами, домашними хозяйствами). Эти отношения пронизывают основные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен, потребление. Выполняют важную роль так называемой «соединительной ткани», при наличии которой рыночная экономика действует как сложная и многозвенная система.
2) Конкуренция является важным механизмом обеспечения эффективности, динамичности и пропорциональности рынка. Конкуренция оказывает благотворное влияние на развитие предпринимательства. Благодаря ей используются в полной мере наработанные в обществе знания и навыки, а для развития производства осуществляется их рыночный отбор. В результате процесса конкуренции развиваются и выживают те предприятия, которые показывают свою эффективность. Все это оказывает действенное влияние на развитие рынка в целом.
3) Существует большое количество проблем, которые препятствуют созданию конкурентной среды в экономике России. Одной из основных выступает слабая интеграция права с иными отраслями науки, недостаточное применение научных подходов. Большие трудности создает неоднозначность и неконкретность толкования нормативных актов, низкий профессионализм специалистов, которые разрабатывают законы. Огромные трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, который учитывает экономические, организационные, технические аспекты.
Таким образом, необходимо отметить: конкуренция – сложное многогранное явление. Существует множество ее методов и видов. Данный элемент экономики необходимо оценивать как мощную и жизненно важную силу развития экономики. Конкуренция выступает определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
Перспективы развития конкуренции в России заключаются в следующем:
1. Регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга так, как это может быть в имеющихся экономических, соц. и политических критериях.
2. Регулируемые виды деятельности обязаны характеризоваться открытостью сведений для органов регулирования, что позволит установить тарифы (цены) на довольно высоком для обеспечения обычной рентабельности уровне и привлекать новые инвестиции.
3. Потенциально конкурентоспособные сегменты отраслей обязаны быть выделены и реорганизованы в целях формирования настоящей конкурентоспособной среды.
Российский сектор малого инновационного предпринимательства – это многопрофильные предприятия, основной вид деятельности которых меняется очень быстро. Этот вывод подтверждают существующие сложности органов статистики в учете малого предпринимательства по текущим критериям.
Малое предпринимательство как составная часть рыночной экономики в качестве субъекта хозяйствования состоит из малых предприятий. Объем производства, прибыль, количество занятых и получающих доходы и т.п. определяется на основе учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. Кроме того, при реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства субъектам малого предпринимательства могут быть предоставлены адресные финансово-кредитные средства, оказана помощь в информационном, материально-техническом обеспечении, предусмотрены налоговые льготы и т.д.
Малые предприятия - основа субъектов конкурентной среды, создающие необходимые условия для рыночного ценообразования, осуществления свободы предпринимательства.
Инновацию как экономическую категорию необходимо рассматривать с трёх позиций.
Во-первых, инновация - это конечный результат интеллектуальной деятельности, выраженный в практическом применении новейших достижений науки, техники и творчества с целью повышения эффективности какого-либо процесса независимо от области его применения.
Во-вторых, инновация - это особый вид товара, который реализуется на рынке посредством внедрения новшеств в различные сферы деятельности. Таким образом, на инновацию распространяются законы функционирования рыночной среды: существует спрос, предложение, применимы категории эффективности, конкуренции и прочие атрибуты рынка. Инновация способна сочетать в себе все свойства товара - потребительскую и меновую стоимость, цену, качество и т.д. Однако следует отметить, что инновация становится товаром лишь при определенных условиях: при наличии значительных преимуществ по сравнению с существующими товарами, при обосновании реальной возможности коммерциализации идеи, при наличии возможных областей применения.
В-третьих, инновация - это социальное явление, которое в значительной степени определяет отношения того или иного общества к новшеству, к изменению сложившихся устоев, к переходу от одной стадии развития к другой. Инновация является частью культуры, поэтому стремление к нововведениям необходимо воспитывать, а не только стимулировать с позиции экономического роста.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ