Жизнестойкость и стрессоустойчивость студента

На основе перечисленных компонентов структуры жизнестойкости, следует отметить, что для человека с активной жизненной позицией и позитивным настроем на решение проблем в жизни требуется наличие и развитость всех трех компонентов. Перечисленные компоненты могут быть как врожденными свойствами личности, так и приобретенными в ходе тренировки и воздействия на них.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие ученые исследуют понятие жизнестойкость в связи с современной потребностью борьбы с трудными жизненными ситуациями. Жизнестойкость, по мнению С. Мадди, содержит в своей структуре три компонента: контроль, вовлеченность и принятие риска. При этом присутствие в структуре жизнестойкости человека именно всех трех компонентов позволит наилучшим образом преодолевать стресс. Следовательно, жизнестойкость влияет не только на оценку стрессовой ситуации, но и способствует активной борьбе с жизненными трудностями, появляющимися в жизни современного человека.

1.2 Особенности стрессоустойчивости современных студентов
Сталкиваясь в повседневной жизни с различными стрессорами, человек оценивает их и собственные копинг-ресурсы, меняет что-то во внешней реальности или в ее репрезентации в собственном сознании, регулирует своt поведение. При этом сила проявления поведенческих реакций и их вектор в значительной степени обусловлены стрессоустойчивостью личности.
В современной психологической литературе стрессоустойчивость рассматривается как структурно-функциональное, динамичное, интегративное свойство личности, как результат трансактного процесса столкновения индивида с стрессогенным фактором, вмещает процесс саморегуляции, когнитивную репрезентацию, объективную характеристику ситуации и требования к личности [4]. Это также степень податливости человека стрессу, основы его успешного социального взаимодействия, которому свойственны эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, высокий уровень саморегуляции, психологическая готовность к стрессу [8]. Это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [8]. Стрессоустойчивость обеспечивает индивиду возможность выдерживать значительные умственные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки, сохраняя при этом эффективность функционирования [2].
В частности, в работе Г. Куприянова и Ю. Кузьминой находим анализ результатов таких исследований [8], из которых следует, что стрессоустойчивость тесно связана:
— с интернальным локусом контроля (в экстремальных условиях, испытывая социальное давление интерналы менее подвержены дистрессе, чем экстерналы), низким уровнем личностной тревожности;
— с адекватной самооценкой, уверенностью в себе, терпением, общительностью, обязательностью (способность полностью отдаваться своему делу, каким бы оно не было бы), контролем (тенденция думать и поступать так, будто субъект способен влиять на ход событий), выносливостью;
— со склонностью к спокойной, размеренной деятельности.
И. Аршава обосновывает, что эмоциональная устойчивость личности определяется мотивационно-энергетическим ресурсом личности (мотивационными, волевыми, эмоциональными и интеллектуальными качествами, которые формируются в процессе индивидуального жизненного опыта) [1].
М. Белова исследовала, что лица с высоким уровнем стрессоустойчивости характеризуются высокой степенью развития когнитивно-интеллектуальных качеств: гибкостью мышления; абстрактностью мышления; выраженной поленезависимостью; способностью к высокой концентрации внимания; производительностью оперативной памяти и опосредованного запоминания; умением сосредоточиться; умением дифференцировать существенное от второстепенного, находить существенные связи между явлениями. Для стрессоустойчивой личности характерны следующие качества: эмоциональная устойчивость, средний уровень тревожности, агрессивности, преобладание положительного эмоционального фона настроения, интернальный локус контроля, преимущество деловой направленности личности, умеренно-оптимальная поведенческая активность [2].
Объясняя взаимосвязи стрессоустойчивости с индивидуально-психологическими особенностями личности, ученые придерживаются мнения о возможности формирования и развития этого свойства. В частности, В. Корольчук отмечает, что уровень стрессоустойчивости формируется в динамике профессионального становления, возрастая с повышением уровня профессиональной компетентности (опыта) личности [4].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ