Земские школы Екатеринбургского уезда в 1890–1917 гг.
Цели и задачи
Целью работы является изучение деятельности земства Екатеринбургского уезда Пермской губернии в сфере народного образования в период с 1890 по 1917 гг.
Введение и актуальность
К сожалению, несмотря на активную социально-исследовательскую работу, Пермское земство, как и все земства Российской Империи, не имело никаких законодательных полномочий. В его ведении было только решение текущих хозяйственно-бытовых и социальных вопросов. Однако и их финансирование было лимитировано. С середины 70-х гг. круг полномочий был ещё более ограничен, финансирование на «необязательные статьи» стало минимальным.
Изначально формирование Екатеринбургского земства происходило
в условиях противодействия некогда всесильного горного начальства, не
желавшего мириться с утратой ведущих позиций в городском правлении, и возраставших год от года земских недоимок с доходов казенных, частных и посессионных предприятий. Все это затрудняло работу молодых органов земского самоуправления.
Первыми предметами забот Екатеринбургской уездной земской управы, определенные на заседании 14 мая, стали: учреждение земской канцелярии; исправление дорог; раскладка обложения земскими повинностями; учреждение земской почты. При раскладке земских повинностей, принятых уездной земской управой в 1870 г., основная тяжесть земских повинностей приходилось на горные заводы. Это объясняется тем, что сельское хозяйство, как и мануфактурное производство в регионе, были развиты слабо, а обширные земельные пространства и минеральные богатства Екатеринбургского уезда принадлежали горным заводам. Поэтому в первую очередь земскими повинностями облагались горнозаводские имения, золотые промыслы и добыча драгоценных камней, затем – имения помещиков и дворянские промышленные заведения в городе и в уездах на землях казенных и владельческих и в последнюю очередь – земли помещичьи и крестьянские.
Урал, будучи фабричным центром государства, ещё в XVIII в. сосредоточил на своих просторах значительное количество горных заводов, для управления которыми одним из основоположников города Екатеринбурга В. Н. Татищевым было учреждено Горное правление, располагавшееся в Екатеринбурге и игравшее первую роль в управлении этим городом. Впоследствии, после введения городского и земского самоуправления в 1870 г. Горное правление продолжало воплощать в жизнь инструкции по управлению предприятиями и наблюдение над личными заводами и рудниками. Это приводило к инцидентам меж городскими и земскими органами самоуправления с одной стороны и Горным правлением – с другой. Конфликты происходили потому, что горные фабрики были самыми большими земскими плательщиками, всякими способами уклонявшимися от данной повинности. Не наилучшим образом обстояло дело в получении земских сборов с прибылей личных и посессионных горных заводов.
По расчетам земской управы земские повинности с горных заводов должны были составлять две трети поземельных сборов со всего уезда из общего итога повинностей. Однако горное правление всячески затягивало выплаты повинностей, запаздывая с отчетом об их доходности или подавая заведомо неверные сведения.
Во 2-й половине XIX в. доходность данных компаний заметно понизилась в связи с освобождением мастеровых и потребностью перестройки процесса производства в новых социально-экономических обстоятельствах. Все это затрудняло работу народившихся земских органов самоуправления.
Еще одной характерной чертой Пермского земства и входящего в него Екатеринбургского земства являлась большая доля старообрядцев среди населения. Старообрядцы (раскольники) не стремились менять методы обучения своих детей и, часто, высказывали негативное отношение к земским школам, сохранявшееся практически до Революции 1917 года. Директор одного из начальных училищ в 1917 году писал:
«Деревня наша состоитъ изъ 300 жителей, изъ нихъ половина старообрядцы. Прошло уже 12 лѣтъ съ тѣхъ поръ, какъ здѣсь существуетъ начальное училище и казалось чего бы еще желать лучшаго: дѣти должны только учиться, чтобы быть впослѣдствіи полезными работниками семьи и родины. Но здѣсь многіе изъ родителей дѣтей смотрятъ на это дѣло иначе. Старообрядческое населеніе деревни съ большой неохотой отдаетъ своихъ ребятишекъ въ общую школу, а предпочитаетъ ихъ обучать грамотѣ у своихъ же однодеревенцевъ почтенныхъ старичковъ старообрядцевъ. Какія познанія даются дѣтямъ этими «домашними наставниками», можно узнать изъ тѣхъ споровъ, которые здѣсь часто происходятъ въ зимніе вечера между школьниками и ихъ родителями.
«А, что, тятя, правда это или нѣтъ, учительница намъ въ школѣ объясняла, будто солнышко стоитъ на мѣстѣ, а земля вокругъ его вертится?» - задаетъ вопросъ маленькій школьникъ своему отцу-старообрядцу.
«Нѣтъ, неправда это! - отвѣчаетъ самоувѣренно отецъ, земля стоитъ на мѣстѣ, а солнышко ходитъ кругомъ его и потомъ закатывается въ окіянъ море».
Нельзя не упомянуть еще одной характерной черты Екатеринбургского земства – это терпимость и уважение к семьям раскольников. Вероятно, этот факт можно объяснить тем, что на Урале вообще было много «инородцев» - коренных народностей, проживавших на этих землях до их освоения русскими. С этими людьми было необходимо налаживать взаимовыгодные контакты, терпимо относясь к их религии и обычаям. Вот почему образ жизни раскольников, являвшихся этнически русскими людьми, также не вызывал особенного возмущения и неприятия.
Выводы по главе 1: земская реформа была вызвана объективными социально-экономическими причинами, сформировавшимися в 1860-х годах XIX века. Она затрагивала средние субъекты государства – уезды и губернии, создание земств в наименьшей единице – волостях – так и не было введено.
Пермское земство, в состав которого входило земство Екатеринбургского уезда, являлось лидирующим по финансовым показателям и площадям среди всех земств Урала. Пермское и Екатеринбургское земства складывались согласно общепринятой по всей России структуре. Одной из особенностей земств было наличие «инородцев» - представителей коренных народов, проживавших на их территории, и раскольников. С этими людьми было необходимо выстраивать толерантные взаимовыгодные отношения.
Еще одной особенностью Екатеринбургского земства, по сравнению с земствами в других регионах Российской Империи, было наличие горных заводов. С этих государственных и частных предприятий земства собирали земские сборы, правда, с разной степенью успешности, так как правление заводов стремилось запутать ситуацию с финансовыми расчетами.
Итак, население Екатеринбургского уезда состояло из крестьян, рабочих горных заводов и коренного населения. Вся эта масса народа была малообразованна, чаще всего вообще неграмотна. Это условие представляло собой обширное поле для реформы системы народного образования.
Заключение и вывод
Данное исследование показало, что для России проблемы самоуправления находили успешное решение еще в XIX веке, с появлением таких органов местного самоуправления, как земства.
Пермское земство, в состав которого входило земство Екатеринбургского уезда, являлось лидирующим по финансовым показателям и площадям среди всех земств Урала. Пермское и Екатеринбургское земства складывались согласно общепринятой по всей России структуре. Одной из особенностей земств было наличие «инородцев» - представителей коренных народов, проживавших на их территории, и раскольников. С этими людьми было необходимо выстраивать толерантные взаимовыгодные отношения.
Еще одной особенностью Екатеринбургского земства, по сравнению с земствами в других регионах Российской Империи, было наличие горных заводов. С этих государственных и частных предприятий земства собирали земские сборы, правда, с разной степенью успешности, так как правление заводов стремилось запутать ситуацию с финансовыми расчетами. В Екатеринбургском уезде ощущалась нехватка квалифицированных рабочих. Между тем, в самой большой заводской школе училось всего 60 детей, что не могло покрыть все нужды горного производства.
Итак, население Екатеринбургского уезда состояло из крестьян, рабочих горных заводов и коренного населения. Вся эта масса народа была малообразованна, чаще всего вообще неграмотна. Это условие представляло собой обширное поле для реформы системы народного образования.
В период 1890-1917 годов продолжался рост количества начальных школ в Екатеринбургском земстве. Однако, количественный рост этот не всегда сопровождался качеством обучения и условиями, создаваемыми для учеников. Слабая материальная база самого земства и крестьянских обществ не позволяла в полной мере реализовать план всеобщего народного образования. Реакционная политика царского правительства была направлена, прежде всего, на воспитание послушного и богобоязненного населения, но не на воспитание грамотных мыслящих людей. В начале ХХ века горная промышленность Урала ощутила дефицит квалифицированных кадров. Начало формировать профессионально-техническое образование, выражавшееся в открытии технических учебных заведений, профессиональных курсов, Екатеринбургской художественно-промышленной школы. Однако учебных заведений, обучавших ремесленным специальностям открыто не было.
Реформируя и развивая народное образование, земства ощутили необходимость в создании внешкольного образования. Одним из видов такого образования стало создание сети библиотек и читален. Большой популярностью у населения стали пользоваться публичные чтения, распродажа лубочных картинок с надписями духовно-назидательного смысла. Распродажа дешевых книг и картин отечественных авторов была призвана повысить культурный уровень всех социальных слоев.
Необходимость поднимать качество народного образования привела к созданию курсов повышения квалификации для учителей. Курсы носили систематический характер и благотворно сказывались на уровне обучения учеников.
Екатеринбургское земство сыграло большую роль в развитии культурно-просветительной сферы уезда. Это выражалось в создании народных театров и других культурно-развлекательных учреждений.
Земства в российской истории стали уникальным институтом, развивавшим самоуправление на местах и сфокусировавшим в качестве своего основного интереса общественно-социальные проблемы. За более чем полувековую историю своего существования, земства приложили чрезвычайные усилия для развития Уральского региона.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт