Законодательный процесс: традиции и современные институты

Цели и задачи

Цель работы заключается в обосновании законотворческой деятельности в концепции правотворческой политики Российской Федерации с учетом необходимости выявления приоритетных направлений и эффективных способов ее развития и совершенствования.

Введение и актуальность


Право законотворческой инициативы, установленное российской Конституцией, означает, что Государственная Дума обязана рассматривать, хотя, разумеется, не обязана принимать все законопроекты, которые вносятся уполномоченными субъектами – носителями этого права, то есть решение, принимаемое законодательным органом (его палатой), не обязательно должно быть положительным. Смысл права законотворческой инициативы состоит в том, что ему корреспондирует обязанность законотворческого органа (его палаты) по принятию соответствующего законопроекта к своему производству и выражению к нему собственного отношения. Из этого следует что в тех случаях, когда Государственная Дума не рассмотрела те или иные законопроекты, она по сути нарушила конституционные права соответствующих субъектов права законотворческой инициативы, проигнорировала инициативу, оставив ее без рассмотрения.
Принятие корректного решения по каждому рассматриваемому законопроекту обусловливает наличие регулируемой процедуры внесения законопроектов: требуется ввести систему отбора законопроектов решением Государственной Думы. Такой отбор целесообразно проводить в ходе каждой сессии палаты, исходя из сопоставления всех внесенных в ее ходе инициатив. Очередность рассмотрения проектов следует устанавливать по критериям актуальности законопроектов, их системности и непротиворечивости действующему законодательству, последовательности изменений законодательства. При этом возможно обобщение, укрупнение предлагаемых законопроектов, объединение проектов о внесении изменений и дополнений в один и тот же закон, а также создавать законопроекты частного, «точечного» характера.
Итак, «законопроектная» деятельность и предпарламентская стадия законотворческого процесса играют существенную роль в повышении эффективности законотворчества, оцениваемого по критерию качества законов. На предпарламентской стадии, а также в процессе законопроектной работы определяются концептуальные основы, а следовательно, закладывается основное содержательное и правоприменительное качество будущего закона, оцениваются возможные последствия вступления соответствующего закона в силу и реальные возможности эффективного правового регулирования предметной области применения закона.

Заключение и вывод

Итак, по результатам исследования можно сделать следующие выводы. Законотворческий процесс пока далек от идеала, нуждается в постоянном и целенаправленном совершенствовании, тем более, что требования, обоснованно предъявляемые российским обществом к результатам законотворческой деятельности органов государственной власти, должны находить адекватное отражение в уровне организации законотворческого процесса и в степени профессионализма его участников. В то же время нормативная и научная почва, способствующая принятию качественных законов, на современном этапе уже сформирована.
«Законопроектная» деятельность и предпарламентская стадия законотворческого процесса играют существенную роль в повышении эффективности законотворчества, оцениваемого по критерию качества законов. На предпарламентской стадии, а также в процессе законопроектной работы определяются концептуальные основы, а следовательно, закладывается основное содержательное и правоприменительное качество будущего закона, оцениваются возможные последствия вступления соответствующего закона в силу и реальные возможности эффективного правового регулирования предметной области применения закона.
В целом при прохождении парламентской стадии законотворческого процесса определяющее значение для всей законотворческой деятельности и качества законодательства имеют уровень профессиональной подготовленности членов обеих палат парламента, а также степень самостоятельности или, наоборот, императивной зависимости членов Совета Федерации от органов государственной власти субъектов России. Определенное влияние на нормативно-правовое содержание законов оказывает законотворческая работа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации на парламентской стадии законотворческого процесса при использовании ими механизма согласительной комиссии для преодоления возникших между палатами разногласий. Более того, в процессе принятия российских законов существенное влияние на их качество способна оказывать юридическая наука.
Проведенный анализ законотворческого процесса в субъектах России показал, что общие принципы и порядок принятия законов на федеральном и на региональном уровнях в целом идентичны. Особенности регионального законотворческого процесса обнаружены лишь на стадии законотворческой инициативы, одной из форм реализации которой выступает законодательное предложение, а при внесении на рассмотрение парламента законопроекта эти особенности опосредованы разным кругом субъектов законотворческой инициативы, возможностью внесения ряда законопроектов только установленным в конституции (уставе) субъектом, связаны с обязательностью рассмотрения внесенных высшим должностным лицом региона законопроектов в первоочередном порядке либо при наличии его заключения.
Анализ регионального законодательства показывает, что на современном этапе законотворческим органам субъектов Федерации не удалось решить задачу построения качественных региональных систем законодательства и во многих случаях они пошли по пути превышения своих полномочий. Вместе с тем наблюдается положительная динамика в направлении формирования систем региональных законов, учитывающих региональную специфику.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ