выявление и описание стилистических особенностей повествования с точки зрения персонажа на материале романа Д

Цели и задачи

Целью исследования является выявление и описание стилистических особенностей повествования с точки зрения персонажа на материале романа Д.

Введение и актуальность


Повествование может также вестись и от второго лица. Несмотря на то, что подобные случаи достаточно редки, в некоторых случаях именно этот тип повествования становится единственным выходом автора в ситуации, когда ему необходимо создать интенсивное ощущение близости между рассказчиком и читателем, заставить читателя прочувствовать бессилие от развития сюжета. Ярким примером такого нарратива может служить новелла американского писателя Джея МакИнерни «Яркие огни, большой город».
Рассказ от третьего лица, ⸺ так называемое неперсонифицированное повествование, ⸺ напротив, является достаточно распространенным видом нарратива в современной литературе. Как отмечается в учебном пособии «Введение в литературоведение», в этом случае автор получает наибольшую свободу действий, поскольку может передавать различные обстоятельства определенной истории, не являясь ее непосредственным участником. При этом наиболее часто используется единственная форма местоимения третьего лица («он», «она»). [9, С. 236]
Согласно другой классификации, различают такие типы повествования, как личное и безличное. [Барковская, С. 17] Как пишет по этому поводу Н.А. Кожевникова, «типы повествования в художественном произведении организованы обозначенным или необозначенным субъектом речи и облечены в соответствующие речевые формы (...). В повествовании от третьего лица выражает себя или всезнающий автор, или анонимный рассказчик. Первое лицо может принадлежать и непосредственно писателю, и конкретному рассказчику, и условному повествователю». [Кожевникова, С. 4] При этом сами типы повествования она определяет как особые композиционные единства, организованные определенной точкой зрения (автора, рассказчика, персонажа), имеющие свое содержание и функции и характеризующиеся относительно закрепленным набором конструктивных признаков и речевых средств (интонация, соотношение видовременных форм, порядок слов, общий характер лексики и синтаксиса). [Кожевникова, С. 6] Рассмотрим перечисленные типы повествования более подробно.
Безличное повествование характеризуется, прежде всего, максимальной объективированностью изображения. В этом случае лицо-повествователь, по М. Бахтину, занимает позицию так называемой «абсолютной вненаходимости» [Барковская, С. 18], так как не является частью художественного мира произведения и находится за рамками повествования как такового. Кроме того, как добавляет Н.В. Барковская, такой повествователь знает обо всем, что происходит с героями, т.е. его кругозор, ⸺ так же, как и масштаб всего художественного мира в целом, - ничем не ограничен. Однако не стоит забывать, что подобное повествование является всего лишь иллюзией отсутствия автора, т.к. именно авторская точка зрения направляют восприятие читателя, одновременно сближаясь с позицией того или иного персонажа. [Барковская, С. 18] Об этом пишет, в том числе, и И.Б. Роднянская: «сознание автора-повествователя приобретает неограниченную осведомленность, оно (...) поочередно совмещается с сознанием каждого из героев». [Роднянская, С. 30]
Что касается личного повествования, то под этим типом понимается повествование от лица рассказчика, т.е. такое повествование, в рамках которого повествователь (автор) персонифицируется в образ рассказчика. В. Кожинов уточняет соотношение автора и рассказчика: «очень часто в произведении создается и особый образ рассказчика, который выступает как отдельное от автора лицо (нередко автор прямо представляет его читателям). Этот рассказчик может быть близок автору (...) и может быть, напротив, очень далек от него по своему характеру и общественному положению (...). Далее, рассказчик может выступать и как всего лишь повествователь, знающий ту или иную историю, и как действующий герой (или даже главный герой) произведения». [Кожинов, С. 311]

Заключение и вывод

Данное исследование посвящено специфике повествования с точки зрения персонажа как особого типа изложения, где особое внимание было уделено его стилистическим особенностям.
В настоящем исследовании был произведен обзор теоретических работ в области стилистики и литературоведения. Исследование теоретического материала в вышеобозначенных областях позволило определить следующее: с точки зрения стилистики повествование, которое представляет собой не только собственно тип изложения, но и вид текста, принято трактовать как последовательная передача событий во времени.
Было также выяснено, что при этом своеобразие повествования от первого лица заключается в том, что нарратор (рассказчик), рассказывая о происходящих событиях через призму собственного мировоззрения, так или иначе дает им определенную оценку. Этот вид повествования, по сравнению с остальными, носит гораздо более эмоциональный характер, отчего ему свойственна некоторая субъективность.
С целью проведения анализа стилистических особенностей повествования от первого лица (т.е. с точки зрения персонажа) был рассмотрен текст романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» на английском языке.
В результате стало очевидно, что стиль повествования рассматриваемого произведения характеризуется многообразием единиц языка и речи, которые относятся преимущественно к разговорному стилю, достоверно передающему характер американского подростка середины XX века. Кроме того, особенности характера главного героя обуславливают и специфику его языка (см. Приложения 1 и 2), содержащего большое количество сленгизмов (126 единиц примеров), разного рода гипербол (15 единиц примеров), лексических повторов (85 единиц примеров). Персонажу свойственны сарказм (3 единицы примеров) и ирония (12 единиц примеров), прямо указывающие на нонконформистскую позицию Холдена Колфилда, склонного к критике окружающего общества. Кроме того, речь главного героя носит смешанный стилевой характер: с одной стороны, он употребляет большое количество сленгизмов, вульгаризмов и делает ошибки в употреблении тех или иных грамматических конструкций (37 единиц примеров), а с другой – использует слова, более характерные для официально-делового или книжного стилей речи (5 единиц примеров).
В соответствии с полученными результатами практического исследования в области стилистических особенностей повествовании с точки зрения персонажа, и на основании рассмотренных примеров, можно сделать вывод о необходимости использования таких стилистических средств эмоциональной выразительности, как гипербола, ирония, сленгизмы и вульгаризмы, с целью соответствия авторскому замыслу, содержащемуся в воссоздании стилистики разговорного стиля речи (см. Приложение 3).
Таким образом, с позиции проведенного исследования представляется интересным дальнейшее изучение стилистической специфики повествования не только от первого лица, но и других типов изложения как такового, с целью выявления видимых различий между ними в стилистическом аспекте.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ