Внимание в отечественной и зарубежной психологии

Цели и задачи

Цель работы определить основные психологические теории в западной и отечественной психологической науке.

Введение и актуальность


В заключении отметим, что нельзя не согласиться с тем, что любая воспринимаемая информация проходит через сенсорные каналы, фильтруется и избирается, но при этом анализ предыдущих сигналов не заканчивается. Тем самым мы получаем набор уместных элементов, который способствует появлению представлений о том или ином воспринимаемом предмете.

1.4.Внимание как творческий апперцептивный синтез информации (У. Найссер)

Наиболее известными оппонентами авторов предыдущих моделей селекции являются Ульрик Найссер и Даниэль Канеман. Так, У. Найссер подверг критике идею фильтра, используемую в рамках селективного подхода для интерпретации феномена внимания. С позиции исследователя, неправильно полагать, что мозг работает аналогичным образом. Мозг содержит миллионы нейронов, тончайшим образом связанных между собой. «Кто может сказать, сколь велик может быть предел, налагаемый подобным “механизмом”?», - спрашивает У. Найссер. (9, с. 201) Он убеждён, что в большинстве случаев человек может, научившись, решать задачи моделируемыми методом дихотического прослушивания. По мнению автора, внимание является конструктивным процессом, который в первую очередь значение участвует в синтезировании новой информации, не отбрасывая ее. Важным моментом является то, что процесс приёма и переработки информации осуществляется одновременно на уровне предвнимания и фокального внимания. На уровне предвнимания отслеживается и перерабатывается всё, что находится за пределами основного потока текущей активности.() Предвнимание выполняет следующие функции:
1) слежение за изменениями в поле активности – процессы бдительности;
2) выделение «фигуры из фона». Фокальное внимание тонко анализирует информацию при помощи когнитивных карт (ориентировочные схемы, которые состоят из репрезентаций внешнего мира и положения «Я» в этом мире).
Внимание рассматривается как направленность ведущего потока активности человека по переработке информации на ограниченную часть наличного входа. Ограничение определяется подходящей когнитивной картой, которая выполняет функцию предвосхищения принимаемой информации. Таким образом, включённое в восприятие, внимание позволяет выбрать желаемое для индивида, предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена. Внимание является важным компонентом перцептивного цикла (см. рисунок 5)

Заключение и вывод


Внимание в жизнидеятельности субъекта играет важную роль и осуществляет множество различных функций. Оно активизирует необходимые и останавливает не актуальные на данный момент психологические и физиологические процессы, помогает организованному и целенаправленному отбору информации, которая поступает в психику и сознание человека. Так, некоторые теории внимания создаются в виде определенных моделей структуры системы, а другие делают акцент не на схемах, а на процессе. Объединяют эти положения то, что существует ограничение приема, переработки и использования информации.
Таким образом, внимание - это особенное свойство психики человека, которое не может существовать автономно, вне мышления, восприятия и других психических познавательных процессов. Отметим, что внимание активизируется в процессе выполнения какой-либо деятельности.
Так, интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды различных исследователей, которые каждый по-разному трактовали феномен внимания. Ввиду чего психологи В. Я. Романов и Ю. Д. Дормашев все представления о сущности внимания разделили на субъективные и объективные.(9)
К субъективным относят следующие:
а) формальные характеристики содержания сознания:
- ясность (В. Вундт, Э. Титченер и др.);
- отчётливость (Н.Н. Ланге, Д.И. Узнадзе и др.)
б) субъективные переживания:
- напряжённость и усилие (Д. Канеман, П.П. Блонский и др.);
- интерес и удивление (Н.Н. Ланге),
- активность и погруженность в деятельность (Н.Ф. Добрынин).
К объективным проявлениям внимания относят:
а) разнообразные поведенческие проявления: позы и жесты, фиксация и установка взора, повороты и наклоны головы (Т. Рибо, Н.Н. Ланге и др.);
б) более тонкие, скрытые от простого наблюдения проявления внимания и
невнимания: электрическая активность головного мозга, сердечно-сосудистая активность, дыхание, движение глаз.
Таким образом, на настоящий момент, в психологии познавательных процессов наблюдается контрастная картина изучения феномена внимания, по причине чего М. Познер выделил три основных подхода к исследованию внимания:
1) ориентированный (изучение различных характеристик исполнительной деятельности);
2) ориентированный (анализ субъективных переживаний);
3) изучение связей между различными аспектами сознательного опыта и нейрогормональными механизмами.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что в классических теориях внимания существует ряд трудностей, которые до сих пор актуальны в психологической науке, еще остаётся ряд нерешенных вопросов о природе и сущности внимания. Так в западной психологии внимание как самостоятельный процесс изучается в рамках когнитивной психологии, популярными являются модели фильтрации или селекции, среди которых . можно выделить три группы: 1) модели ранней селекции (модель с фильтрацией Д. Бродбента); 2) модели поздней селекции (модель супругов А. и Д. Дейч и модель уместности Д. Нормана); 3) компромиссная модель ранней селекции (модель делителя А. Трейсман).(26)
В рамках отечественной науки внимание рассматривается в русле культурно-исторического и деятельностного подхода.
Таким образом, для изучения внимания было проведено масса экспериментов с целью подтверждения достоверности теоретических предположений о природе внимания.
В заключении, отметим, что поставленная в исследовании цель: охарактеризовать основные теоретические положения о природе внимания в западной и отечественной психологической науке, достигнута.
Все поставленные задачи реализованы, а именно: описаны основные понятия, необходимые для данного исследования; произведен исторический экскурс по изучению внимания, рассмотрены основные теории внимания в рамках западного и отечественных подходов, изучены особенности экспериментальных исследований в данной области.
Обзор исследований в области общей психологии, а именно в области изучения психического познавательного процесса внимания подтверждает теоретическую значимость данного вопроса.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ