Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности. | Пример курсовой работы

Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности.

Целью работы являются анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности государства.

С другой же стороны, измененные экономические интересы влияют на страну и ее экономику, некоторые структуры и органы власти с точки зрения принятия ими результативных постановлений по защите экономических интересов всего общества и личности. Если принимаемые на различных уровнях постановления носят конструктивный характер, то формируется надежный механизм осуществления данных постановлений, и это положительно отображается на укреплении экономической безопасности государства.
Экономическая безопасность (3) — это состояние и тенденции формирования защищенности главных интересов общества и его структур от внешних и внутренних угроз. При всем этом безопасность выражает процесс социальной деятельности, предполагающий защищенность определенной личности, общества и страны от разного рода возмущающих, отрицательных факторов и условий, опасностей, а также рисков и вызовов.
На основе проведенного изучения нам кажется нужным учитывать такие факторы, активизируемые при появлении определенных угроз [11]:
1. Угрозы содействуют обострению противоречий между экономическими интересами и надобностью их защиты силами и некоторыми средствами системы безопасности, что, с одной стороны, дополнительным бременем ложится на бюджет страны, с другой – является же одним из источников последующего экономического формирования. По отношению к экономическим интересам угрозы оказывают надобность внесения модификаций, корректив в стратегию экономического формирования, уточнения ее приоритетов, которые направлены на развитие определенной личности, общества и страны в целом.
2. Угрозы, которые выполняют преимущественно разрушительную роль относительно экономическим интересам и безопасности страны, в то же время являются некоторыми сигнализаторами о неблагополучии некоторых сферах экономики, а также социальной жизни.
3. Угрозы способствуют появлению у субъектов экономической деятельности некоторой внутренней готовности к прогнозированию, блокированию и нейтрализации разного рода опасностей, рисков, катаклизмов, факторов, которые могут нанести определенный ущерб экономике государства.
Прямую опасность экономическим интересам составляют экономические угрозы, которые нарушают нормальный ход общественного воспроизводства. В самом прямом виде они могут быть классифицированы как внешние и внутренние угрозы. К внешним можно отнести, прежде всего, факторы внешнеэкономические и геополитические, а также масштабные экологические процессы [10].
Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: сначала, чтобы участие государства в мировых хозяйственных связях формировало максимально благоприятные условия народного производства; во-вторых, чтобы экономика страны в минимальной степени ощущала неблагоприятное формирования событий во всем мире, как в экономической, так и в политической области, но полностью избежать данного воздействия в условиях открытой экономики нереально.
К внешним факторам, которые представляют угрозу экономической безопасности, относятся [11]:
преобладание сырьевых товаров в экспорте, утрата традиционных рынков сбыта машиностроительной и военной продукции;
зависимость государства от импорта различных видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
повышающаяся внешняя задолженность;
недостаточный валютный и экспортный контроль и не замкнутость таможенной границы;
неразвитость нынешней финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентной способности экспорта и рационализации структуры импорта;
неразвитость транспортной инфраструктуры, которая обслуживает экспортно-импортные операции.
К внутренним факторам, которые представляют угрозу экономической безопасности, относятся:
унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;
низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;
высокий уровень монополизации экономики;
высокий уровень инфляции;
недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры и др.
Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются: 1) на связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и 2) не связанные с циклическими закономерностями развития. Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства [11].
Действие второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:
в состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;
экономических отношениях хозяйствования и управления;
социальной сфере;
состоянии окружающей среды;
системе федеративных отношений и в региональной экономике.
Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертывание фундаментальных исследований, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию, «утечка мозгов» из страны. В современных условиях спектр угроз расширяется, экономическая безопасность государства может подрываться не только экономическими, но и военно-политическими средствами. Это особенно характерно для политики западных стран по отношению к другим, менее развитым в экономическом и военном отношении государствам [10]. Основные источники угроз экономической безопасности России на современном этапе ее развития определены в Концепции национальной безопасности РФ и в Доктрине информационной безопасности РФ. Из этого перечисления угроз экономической безопасности можно сделать вывод, что основными средствами предотвращения, профилактики и ликвидации угроз является активная деятельность органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления. Разумеется, проведение комплекса работ по профилактике и противодействию угрозам в сфере экономической безопасности должно быть обеспечено бюджетным финансированием.
Таким образом, структура деятельности по обеспечению экономической безопасности государства представляет собой сложное сочетание различных элементов, находящихся в устойчивых связях между собой и в постоянном развитии, ее целей, средств и результатов.
Экономическая безопасность Российской Федерации ‒ защищенность экономики государства, ее регионов и хозяйствующих субъектов от угроз (внешних и внутренних), которая позволяет обеспечить неизменное социально-экономическое развитие России, приличные качество и уровень жизни, независимость, суверенитет, целостность территории и надежную обороноспособность государства.
К внешним факторам, которые представляют угрозу экономической безопасности, относятся: преобладание сырьевых товаров в экспорте, утрата традиционных рынков сбыта машиностроительной и военной продукции; зависимость государства от импорта различных видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров; повышающаяся внешняя задолженность; недостаточный валютный и экспортный контроль и не замкнутость таможенной границы; неразвитость нынешней финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентной способности экспорта и рационализации структуры импорта; неразвитость транспортной инфраструктуры, которая обслуживает экспортно-импортные операции.
К внутренним факторам, которые представляют угрозу экономической безопасности, относятся: унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики; низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью; высокий уровень монополизации экономики; высокий уровень инфляции; недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры и др.
На данный момент некоторые эксперты считают, что рост экономики России возможен, но длительность периода нахождения на «дне» во многом является неопределенной. Все же очевиден тот факт, что ход и продолжительность этого этапа зависят от геополитической обстановки, а также внешних конъюнктурных условий (стоимости нефти, удобрений, металлов: объемов спроса газ, на нефть и другое сырье, которое направляется на экспорт; принимаемых Россией и ее контрагентами внешнеэкономических решений и т. д.).
Вместе с тем санкции, не взирая на их отрицательное влияние на экономическую безопасность страны, приоткрывают окно возможностей для исполнения курса на независимость экономики страны. Адаптация российской экономики в нынешних сложных геополитических условиях может занять несколько лет. Следует создать условия для гарантии экономической безопасности народного хозяйства, осуществить переход от антикризисного плана ко всесторонней программе активного развития. В первую очередь, это должно затронуть проблемы формирования режима конкуренции на основных рынках. Бесспорно, что рынок без действенных механизмов конкуренции неспособен своевременно решать задачи технологического обновления и увеличения производительности труда. Наряду с этим, стратегия развития российской экономики должна предусмотреть отход от системы предсказываемого плавно-инерционного развития народного хозяйства к новой модели. Эта модель его мобилизационного развития, должна предполагалась активизацию возможностей национального производства к обеспечению внутренних нужд экономики в необходимых мощностях, ресурсах и конкурентоспособных товарах.
Целью работы являются анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности государства.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!