Влияние запада на культуру СССР и России с 80-х до наст времени
Цели и задачи
Целью данной работы является описание и изучение влияния Америки на русскую культуру.
Введение и актуальность
Однако сохранив исходную форму, контркультура хиппи утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР - официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как "буржуазное" влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер и привлекательность.
Появившись на заре свободы, хиповская символика и культура послужили родоначальницей большинства других отечественных молодёжных субкультур. Разговорные языки готов и рэперов представляют из себя творчески искажённый хиповский сленг. Ролевики носят фенечки, придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции Хиппи, смысл и ценность. Сленговые слова (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины. В субкультурах-наследниках хиппи наблюдается отдельный термин «хипповать», означающий или подчёркнутое внешне поведение человека «под олдовых хиппи», или период длительного безденежья в жизни с соответствующей атрибутикой и обязательно лёгким, ненапряженным отношением к такому состоянию.
Еще одной субкультурой, пришедшей из США в 70-е годы, и повлиявшей на культурное сознание советской молодежи, является субкультура байкеров.
Байкеры (англ. biker, от bike - motorbike - motorbicycle «мотоцикл») -- любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни. Байкерами также себя называют поклонники велосипедов, мотоциклистов же они называют мотобайкерами. Тем не менее, традиционно слово «байкер» связывают с мотобайкерами.
Оно в своем развитии пережило два подъема: один относится к концу 70-х - началу 80-х, другой - к 90-м годам прошлого века.
Приверженцев байкеровского движения легко определить по внешнему виду: банданы на голове, короткие кожаные куртки - «косухи», высокие и тяжелые ботинки.
На протяжении десятилетий сложилось два противоречивых, почти взаимоисключаемых образа байкеров. С одной стороны, это свободный и сильный человек, не боящийся «ни Бога, ни черта», ни смерти и риска, ни дождя и ни ветра, ни скорости и опасностей дальних дорог. Особенно этот образ культивируется именно внутри байкерских сообществ. С другой стороны, в средствах массовой информации, а, следовательно, и в обыденном, обывательском, массовом сознании, стереотипами стали неуважительное отношение байкеров к закону и обывателям, разрушителей, врагов общества и законов, тесно связанных с преступлениями. Образ жизни байкеров и особенно членов мотоклубов середины 70-х годов XX века серьёзно повлиял на массовую культуру, что в первую очередь отразилось в кинематографе. Благодаря масс-медиа в сознании обывателя стал формироваться расплывчатый, но однозначный образ «байкера» -- пьяного, беспощадного и жестокого. Массовая культура, в свою очередь, сделала этот образ отвратительно-притягательным и привнесла в него ряд стереотипов, мифов и прочей всячины.
Таким образом, видно, что в 70 - 80-е годы тенденция к перениманию всего американского заметно увеличилась. Если ранее существовали только стиляги, то теперь субкультур стало больше. Начал заимствоваться не только стиль в одежде, прически, но и образ жизни, идеологии американских субкультур. Это очень сильно повлияло на сознание людей. Для Советской власти подобное было недопустимо, но процесс перенимания американской культуры, американского образа жизни уже принял крупные масштабы и процесс стал неуправляемым и бесконтрольным.
Заключение и вывод
После завершения Второй мировой войны и формирования нового биполярного мирового порядка начинается период, когда активно наблюдается процесс взаимопроникновения различных культур в рамках поиска единой системы ценностей демократического мирового сообщества. Данный феномен выражается огромным влиянием демократических ценностей западного мира (преимущественно США) на мировоззрение новых социалистических республик, которые пребывают на пути поиска своих политико-культурных ценностей.
Уже в 40-60-х гг. прошлого века в Советском Союзе ощущались демократические идеи Запада, которые резко контрастировали с идеями капитализма и социализма, поэтому они жестоко воспрещались в СССР, дабы не побудить советское общество к борьбе за демократию.
В 70-80-е гг. ХХ века политическая конфронтация между СССР и США начинает сменяться тенденциями на установление более тесного политического сотрудничества, в результате чего элементы культуры и западные ценности начали активно проникать в Советский Союз. Первые такие культурные проявления перешли через музыку, кинематограф и конечно же через влияние молодежных тенденций – субкультур, которые уже активно осуществляли свою деятельность в США. Со временем американская культура становится настолько популярной, что становится идеалом для наследования в сфере моды, идеологии и общего образа жизни (в СССР проникают джинсы, кожаные вещи, культура и ценности хиппи и т.п.). В молодежном сленге появляется огромное количество англицизмов, что сказалось на русской речи.
Процесс так называемой американизации начавшийся в 90-е годы после завершения перестройки связан с распадом советской идеологии и поиском новых культурно-ценностных идеалов. В новые независимые государств проникают элементы западной демократической культуры и политики. Бизнес и деловая сфера пропитана новыми терминами, ценностями мирового правопорядка (навязанными через ООН с подачи США и государств Западной Европы). Советская культура, при этом, полностью нивелируется.
В современной России культурное влияние Запада активно продолжается, проникая во все новые сферы – молодежная жизнь, социальная политика, сленг, дипломатия, шоу-бизнес и т.п. Этому сопутствуют развитие Интернета и соответственно разрушение территориальных границ для межкультурной коммуникации. Активные дипломатико-политические связи государств привели к развитию тесных контактов и создания условий для обменов опытом. В российских школах английский язык изучается как язык межкультурной коммуникации. Популяризация американской культуры посредством СМИ и кинематографа, влияет на постоянное развитие молодежных движений, субкультур и сленга. Более того, в современном мире США позиционируются как определенное государство-идеал, который необходимо наследовать России для достижения экономического и политического авторитета и могущества на международной арене. Тем не менее, процесс культурной экспансии Запада на русскую культуру имеет негативные тенденции – потеря культурной самоидентичности России.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт