Влияние телевидения на общественное мнение и способы манипуляции телезрителем

Цели и задачи

Цель работы: определить способы манипулирования общественным мнением и рассмотреть механизм формирования общественного мнения.

Введение и актуальность


Изучая проблему манипуляции, следует отметить, что манипулятивное воздействие не всегда деструктивно. Так, например, манипуляции на личность применяет социальный психолог, который призван помочь человеку справиться со своими страхами, негативными эмоциями. Из чего можно сделать вывод, что в зависимости от целей стоит, по аналогии с агрессией, различать злокачественные, направленные на причинение вреда, и инструментальные манипуляции, которые могут быть использованы для достижения положительных итогов. Классический пример такого рода инструментальных манипуляций связан с библейской историей о том, как царь Соломон судил двух женщин, каждая из которых утверждала, что является матерью ребёнка, который оказался один на двоих. Известно, что послушав женщин, Соломон приказал доставить меч и сказал, что в таком случае он разрежет ребенка пополам и отдаст каждой по половине ребёнка. Тогда одна из них попросила царя Соломона отдать ребёнка второй женщине, но только чтобы тот остался жив. Именно в ней Соломон рассмотрел истинную мать ребёнка. В данном случае хоть и крайне жесткая, но типичная манипуляция послужила восстановлению справедливости и выяснению истины. Исходя из этого, можно сделать вывод, что манипуляция - это способность, по усмотрению манипулятора, влиять на сознание либо одного человека, либо группы людей для достижения определенной цели, поставленной манипулятором.
Большинство авторов при объяснении термина «манипуляция» исходят из интуитивного представления о нём. Так Б. Н. Бессонов в 1971 году дал следующее определении манипуляции – форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая насильственным путём. А Э. Шостром в 1995 году определил манипуляцию, как управление и контроль, эксплуатацию другого, использование в качестве объектов и вещей.
По мнению Е. Л. Доценко, может быть несколько определений манипуляции. Так он сказал, что манипуляция-это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний и намерений, которые не совпадают с теми, что доступны адресату. Кроме того, манипуляция-это психологическое воздействие, направленное на изменение направления активности другого человека, выполненного настолько искусно, что остается незамеченным им. Манипуляция-это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятивных действий. И последнее, манипуляция-это умелое побуждение другого человека к достижению цели, косвенно заключенной в манипуляторе.
Совокупность приёмов манипулятивного воздействия, по мнению Е. Л. Доценко, можно свести к нескольким группам: 1) целенаправленное преобразование информации; 2) сокрытие информации; 3) средства принуждения; 4) мишени воздействия; 5)роботизация. Разберём каждую группа отдельно.

Заключение и вывод


Манипуляции применяются повсеместно. Они могут применяться как в обычной жизни человека, например, в семейных и деловых отношениях. А так же затрагивать и общество в целом.
С развитием Интернета люди стали более объективно смотреть на ситуацию в мире, так как стало появляться больше актуальной и достоверной информации в социальных сетях, поисковых сайтах и так далее. Люди стали пытаться сами «найти истину». И поэтому, важная задача телевидения – удержать внимание зрителя и показать «как надо» и «как на самом деле».
Телевидение представляет из себя огромный инструмент манипулирования общественным мнением. Посредством построения эфирного пространства телевидение способно регулировать общественное настроение: сделать его более враждебным (включая провокационные передачи, включая фильмы ужасов и так далее), патриотическим (военные фильмы, документальные фильма о героях), романтических, праздничным и так далее.
Телевидение, в виде новостных передач, может доносить информацию до общества, в основном, касательно политической жизни страны. И тут так же используются средства манипуляции: фальсификация событий, утаивание информации, смещение внимания. Стоит обратить внимание, что после новостей о новом законе будет малозначимая информация о том, что проснулись медведи в лесу, например. Новости строят свои сюжеты так, выстраивают новости в таком порядке, чтобы донести до людей только то, что они должны услышать. Чтобы у людей сложилось то мнение, то отношение, которое нужно телевизионщикам.
На вопрос о гуманности применения манипулятивных приёмов через телевидение на людей – сложный. С одной стороны, нас лишают права выбора, права объективно смотреть на реальность, мы получаем уже субъективное мнение пиарщиков, политиков, журналистов. Но, с другой стороны, только такие манипуляции позволяют удерживать внимание общества на малозначимых вещах, чтобы не замечать «оплошности» в экономике и политике. Даёт народу спокойно жить, видеть то, что им нужно видеть.
Интернет постепенно вытесняет телевидение, т.к. там становится всё больше актуальной информации, и именно поэтому телевидению приходится применять такие хитрости, чтобы оставаться «на плаву». Можно смело сказать, что без телевидения, в наше время, правительство не смогло бы удерживать власть и контроль над народом. В отсутствии информации люди бы бунтовали, а так, посредством манипуляций, правительству удается притупить и отвлечь внимание.
Стоит так же сказать пару слов о развлекательной функции телевидения. Так, телевидение формирует у народа музыкальные предпочтения, формирует кинопредпочтения. Если показывают «современную эстраду» и демонстрируют это как «Тренд», например, различные передачи типа «Голос», «Песни», то люди понимают – так модно, так надо, так правильно.
Различные же социальные ролики, такие как «год театра» и информация о театре, спектаклях, развивает у людей интерес к театру и побуждает их ходить в театр, тем самым возрождая этот вид искусства.
Так что, подводя итог, можно сделать вывод, что манипуляции на телевидении несут не только негативный характер, но и положительный. Главное остаётся форма восприятия человеком данной информации, которую до нас доносят с экранов телевизора.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ