Влияние религиозных установок на социальное поведение

Цели и задачи

Цель исследования: проанализировать влияние религиозных установок на социальное поведение личности.

Введение и актуальность


При наличии общих черт и отличительных черт сознания и поведения религиозных людей имеются между ними и определенные отличия, которые в главную очередность объединены с принадлежностью к различным специальностям, т.е. отличительными чертами религиозных верований и культовых действий, которые могут проявляться в частоте посещения церкви, к нормам религиозного поведения, что предполагает интерес для социологии религии, однако не в коем разе не для психологии[12].
Одним из основных аспектов религиозности считается нравственность. Религиозное воздействие на поведение человека в главной степени установлено этикой, т.е. поведение человека обусловливается воздействием культурных «образцов», как традиционный подход к проявлению индивидуальной психологии.
Такого рода подход на сегодняшний день довольно распространен, его результативность держится на вымышленном, мнимом контакте, более наглядно демонстрируя трактовку религии в «поведенческой психологии». Техника поведения состоит в том, что необходимо совершать, а что не нужно[21].
В психологии религии одним из плодотворных направления считается исследование религии, ее социально-психологический анализ, который ориентирован на преодолевание крайностей - сведения о религии к индивидуальной психологии.
В наше время обстановка поменялась, на текущий период одна из проблем это потеря многочисленными людьми чувства осмысленности жизни.
Человек не ставит вопрос о значении жизни, а жизнь ставит перед нами данный вопрос, любой из нас в отдельности обязан отыскать тот смысл, который единственный и который таится в жизни любого. Человеку требуется отвечать на него и находить его каждый день, ежечасно, отвечать не словами, а действием[6].
В случае если, к примеру, поставить людей в одни и те же условия, к примеру в условия голода, то с возрастанием данной стадии все и индивидуальные отличия сотрутся, и возникнет одинаковое выражение - инстинкт, который считается общим признаком для наиболее различных людей. Совесть.
Вот что может помочь нам искать и обнаруживать значение жизни, которая ориентирует его в поисках и считается «органом смысла». Только лишь с поддержкой совести появляется вероятность в приобретении осмысленной жизни. Однако совесть может и сбить с толку человека, так осуществляя смысл собственной жизни, индивид может так и не понимать, вплоть до самого последнего мгновения, сумел ли он на самом деле реализовать себя[9].
Совесть и ответственность, данные два аргумента присущи как религиозным, таким образом и нерелигиозным людям. Отличие состоит только лишь в том, что человек не задается вопросом о «высшей инстанции» помимо совести, перед каковой он несет ответственность за реализацию собственного смысла существования, в различие от религиозного человека, для коего значением жизни считается бог.
Для того чтобы передавать познания, для того чтобы хватило чуткости расслышать требование, которое находится в каждой ситуации все обязано быть ориентировано на развитие ответственности, способности ориентироваться в том, что в реальности имеет значение, а что нет.
В обыденной жизни мы зачастую прибегаем к символическим действия, которые абсолютно лишены смысла, т.е. являются сами по себе ненужными, однако, тем не менее, они имеют смысл в качестве символов, образов, которые делают понятным и легкодоступным, ориентированы на выражение того, что невозможно выразить с поддержкой слов и на языке понятий[2].
Подобное понимание свойственно для современных изучений в сфере психоанализа, не ущемляя право на психологическое влияние на личность со стороны религии и тех средств, которые она применяет. К ним принадлежат множественные приемы: это внушение[11].
Одной из психологических нужд человека считается необходимость в выражении наболевшего, дабы облегчить душу, раскрывшись иному человеку. Это трудно, совершить для человека, таким образом как трудно отыскать человека, которому можно было бы высказать собственные переживания, собственные чувства, для того чтобы он был понят и услышан.
Церковь дает готовую форму, являясь своего рода высококлассным исповедником, гарантирующим тайну исповеди. В собственной основе это психологический процесс, который может проявлять собственное воздействие и функционировать только лишь согласно потребности, которая характерна человеку за пределами зависимости от его отношения к религии[13].
Таким образом, религия на психологическом уровне сводится к определенному функционированию систем, которые не считаются религиозными, однако ориентированы на обеспечение психотерапевтического влияния.

Заключение и вывод


В годы системной трансформации России отчетливо обозначилась тенденция превалирования личностных установок над абсолютно всеми иными. Такое иерархическое разделение ценностей обуславливается тем, что большая часть российских граждан не находят возможностей для реализации потребности в физической, экономической, правовой защищенности. В подобных обстоятельствах совершается разрушение ценностей, обобщающих главные принципы общественного устройства, и увеличение ценностей витального характера. В процессе аксиологической изменения наглядно проявились такая черта индивидуализма, как переориентация на проблемы ежедневного значения.
В динамичных социальных системах социальные дистанции делаются подвижными и изменяемыми в зависимости от отличительных черт определенных обстановок и личностных свойств взаимодействующих людей. Подобным образом, одним из важных индикаторов социальной дистанции выступают религиозные установки.
Установление особенностей религиозного поведения исполняется на основе типологии феномена поведения в целом, подразделения его на поведение светское и религиозное, являющееся особым видом социального поведения, предметом коего выступают либо высшие силы непосредственно (обращение к ним, общение с ними), или общение с иными людьми по поводу данных высших сил. Установлено, что при социологическом рассмотрении религиозного поведения, как принцип, выделяются и анализируются его внешние проявления, к которым обычно причисляют посещение церквей, молельных домов (с определенной частотой), выполнение религиозных таинств и ритуалов (с конкретной степенью регулярности), следование содержащимся в вероучениях моральным предписаниям, знакомство с литературой религиозного характера.
Обосновывается, что религиозное поведение подавляющего многих людей, причисляющих себя к последователям той либо другой конфессии, делают не собственно культовые практики, а содержат их в повседневные практики.
Обосновывается, что религиозное поведение показано в двух видах – 1) собственно культовое (богослужения, таинства, активное содействие в жизни конфессиональной общности) и 2) внекультовое (посещение разных культовых мест и объектов, вызванное не религиозными идеями, чувствами и нуждами, а факторами светской жизни).
Так как больше всего религиозное поведение исследователи стараются измерить через религиозность, пересмотрены два ключевых подхода к определению религиозности, продемонстрированные в научной литературе – сущностный и функциональный. Функциональный – акцентируется внимание на влиянии религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и разных общественных групп, сущностный определяет религиозность как духовно-чувственное положение людей, детерминирующее их включенность в религиозные общности.
Эмпирическое изучение выявило, что религия, как продукт естественных желаний и воображения, хоть и подвергается воздействию атеистических направлений, однако всё же не прекращает играть существенную роль в жизни нынешней молодежи. Однако, невзирая на растущую потребность в религии и увеличении религиозности у юных людей, прослеживается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ