В.В. Сухомлинский о развитии речи детей на опыте работы в «Школе под голубыми небесами»

Посетив 24 октября 1968 г. урок литературного чтения (сочинение по картине В. Перова «Тройка»), Василий Александрович делает вывод: бедность речи, неграмотность – следствие того, что ученики мало читают. Уроки литературного чтения должны быть уроками обогащения и развития мысли. Надо выделять слова, смысл которых недостаточно понятен ученикам (например, слово «сочувствовать»).
Слова, в которых ученики допустили ошибки, необходимо дополнительно объяснять и включать в словарный диктант, записывать в индивидуальные словари. Предварительно включить в словарный диктант слова, которые помогут написать сочинение: ненастная (погода), поземка, мгла, несчастные (дети), обездоленные, нищета, непосильный (труд), бездушный (хозяин), обледеневшая (бочка), каретник, одежонка, сочувствует, монастырская (стена). Словарные диктанты необходимо писать на каждом уроке .
Павлышская школа стала для Сухомлинского его исследовательской лабораторией и экспериментальной площадкой. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб .
В.А. Сухомлинский набирал и дошколят в «Школу радости», первой ступенью которой была «школа под небом». Это была великолепная находка знаменитого педагога. Вплоть до ноября месяца он проводил свои уроки на природе. Он вводил маленького человека в мир природы и окружающей действительности, переживал вместе с ним радость познания, нежно прикасался к его мировосприятию, пробуждая в душе ребенка высокие благородные чувства, воспитывая веру в доброе начало человека.
«Школа под небом» В.А. Сухомлинского развивалась из идеи, которая вдохновляла учителя: ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Василий Александрович строил образовательный процесс как радостное событие, уделяя большое внимание воспитанию нравственности.
Он понимал, что для учителя чувство близости ребенка является одним из высших наслаждений педагогического труда. Настоящее духовное единство рождается там, где учитель надолго становится другом ребенка. Без постоянного духовного общения с ребенком, без взаимопроникновения в мир мыслей, чувств и переживаний друг друга невозможен рост эмоциональной культуры.
«Школа под голубым небом учила меня, как открывать перед детьми окно в окружающий мир, и эту науку жизни и познания я стремился донести до всех учителей». В этих словах весь В.А. Сухомлинский – гуманист, мыслитель и Учитель .
Положительный опыт «Школы радости», «школы под небом» породил необыкновенный энтузиазм творческих педагогов, актуализировал научные исследования практико-ориентированного характера, обусловил союз практики и теории. Значимой заслугой выдающегося педагога было пробуждение невиданного за долгие годы общественного интереса к школе и образованию. Однако главным результатом стало создание множества школ, осмысленно принявших гуманную педагогику за основу своей деятельности.
Сегодня его идеи воплощены в практике многих школ мира, создана Международная ассоциация его имени и Международное объединение исследователей его педагогического наследия .

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ