Творческая деятельность как средство снижения уровня стресса в юношеском возрасте

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение творческой деятельности как средства снижения уровня стресса в юношеском возрасте.

Введение и актуальность


Как показывает анализ опыта преподавательской деятельности, в рамках традиционной системы обучения чаще всего используется метод обучения на основе шаблонных действий. Несомненно, они нужны в повседневной жизни, так как позволяют быстро решать стандартные задачи. Тем не менее, психологическая инерция очень вредит в творчестве, а также в развитии творческих способностей.
Наблюдения показывают, в основном, формированием специальных творческих способностей занимаются учреждения дополнительного образования. В реальной же практике при обучении в общеобразовательной организации отсутствуют методики развития интуиции, воображения, фантазии, что у юношей, в свою очередь, негативно сказывается на развитии их способности к творчеству.
Развитие креативных способностей, обучающихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с другими людьми и окружающей действительностью. Консерватизм и репродуктивность образования формирует у учащихся соответствующие виды деятельности. Например, по данным социологов конца ХХ века 68% юношей предпочли пассивные виды деятельности (читать, смотреть, слушать) и лишь 15% учеников - активно-творческие виды деятельности, это происходит потому, что со школьного возраста они привыкли работать по шаблону [7].
На сегодняшний день, пребывая на педагогической практике, мы смогли заметить, что все больше преподавателей, в основном молодых, стараются следовать нормам ФГОС и отходить от привычных видов шаблонных заданий, и давать детям упражнения, направленные на развитие их творческих способностей. Однако, несмотря на их старания, большинство молодых людей владеют умениями действовать в знакомой ситуации.
Это означает, что действуют они только по образцу или делают выбор при помощи известного им метода проб и ошибок. Учащиеся, владеющие умениями действовать в незнакомой ситуации, составляют малый процент (16%) [1].
Таким образом, в настоящее время использование творческих видов деятельности является объективной реальностью, основная цель которой – воспитание творчески мыслящих личностей.
Творческая деятельность - это процесс создания качественно новых материальных и духовных ценностей с последующей их интерпретацией. Как правило, результатом таких действий, является появление прежде неизвестных направлений науки, технологий или искусства. Итог творчества невозможно вывести из условий начального цикла. В этом его отличие от результатов производственного процесса, которые всегда предсказуемы. Творческая деятельность всегда уникальна – это главный критерий привлекательности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая эрудиции, интеллектуальных способностей и длительной подготовки. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех духовных и материальных благ.
Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только выполнять хорошо налаженную, привычную работу, усваивать знания, владеть богатством внутренних переживаний, их глубиной и тонкостью. Высокоразвитая эмоциональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач. Творчество активизирует мышление, память, целеустремленность, интуицию, наблюдательность, что необходимо во всех видах деятельности. В работе с детьми необходимо не просто развивать творческое воображение, но при этом учить культуре восприятия и воплощения образов, именно этим объясняется духовная основа восприятия [20].
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению замысел ребенка может быть необычным и новым, но в тоже время выполняться по указке учителя, с его помощью, по его задумке, а потому не является творчеством. И в тоже время ученик может предложить такое решение, которое уже известно, но додуматься до него нужно самостоятельно, не копируя известное. В этом случае имеет место творческий процесс, основанный на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в котором формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи. Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.
Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задача формирования творческой личности приобретает сегодня практический смысл, ибо познавательная и преобразующая деятельность человека достигла уровня, когда качества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и ее результат. Развитие творческой личности школьника одна из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация познавательной творческой деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель. Для формирования творческой личности школьника возможно использование всех методов, которыми располагает современная дидактика:
- объяснительно-иллюстративные – рассказ, объяснение, пояснение, опыты, таблицы, схемы и др. – способствуют формированию первоначальных знаний об основных природоведческих понятиях и законах природы;
- воспроизводящие – содействуют развитию у учащихся практических умений и навыков;
- проблемно-поисковые – в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к самостоятельной познавательной творческой деятельности.
Существуют разные виды творчества:
- производственно-техническое
- изобретательское
- научное
- организаторское
- философское
- художественное
- литературное
- повседневно-бытовое и т.п.
Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видах деятельности.

Заключение и вывод

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
До сих пор имеется несогласованность исследователей в операционализации понятия стресс. Можно выделить три основные подхода, стресс воспринимается, как состояние общего беспокойства организма, как реакция в ответ на травмирующий стимул, как фактор, вызывающий эту реакцию.
Творческие люди, независимо от их возраста и направленности интересов, отличаются от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и, одновременно, уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью.
Творческая деятельность против стресса действует отвлекающим образом, творчески занятым людям некогда думать о проблемах. Погружаясь в художественную, музыкальную или любую другую творческую деятельность, человек расслабляется, его мысли о проблемах отдаляются.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ