Типичные речевые ошибки в речи юриста

Цели и задачи

Цель работы состоит в комплексном исследовании объективации смысловой целостности концептообразующей системы речи, выраженной в типичных речевых ошибках на примере речи юристов.

Введение и актуальность


Схожую трактовку мы встречаем в Словаре методических терминов. ЯЗЫК. 1. Система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей. 2. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (например, книжный Я., разговорный Я.). 3. Орган человека, расположенный во рту, который используется и для производства звучащей речи (артикуляции).
Как говорил Л. Щерба: «Литературный язык принимает многое, навязываемое ему разговорным языком».
Если вернуться снова к понятию литературного языка, то стоит упомянуть, что в целом он представляет собой письменную форму языка, исторически сложившуюся, которую принято считать образцовой, с кругом таких отличительных черт как:
полифункциональность: литературный язык должен передавать весьма разную по содержанию информацию: от бытового рассказа до сложного научного сообщения, т.е. выполнение разных функций;
обработанность, нормированность (наличие собственной стилистической базы);
наддиалектность, так как литературный язык получает повсеместное распространение, становится общеобязательным для всех членов данного коллектива;
стандартность: литературный язык сохраняет внутреннее единство и целостность, иначе он утратит свою общеобязательность;
нормированность, которая предполагает наличие в литературном языке строгих, обязательных правил отбора и употребления слов, их форм, грамматических конструкций;
наличие письменной и устной форм реализации речи.

Заключение и вывод

Язык и речь – это два неотделимых, неразрывно связанных компонента в процессе коммуникации. С древних времен понятия взаимодополняющие друга. Повторимся, что процесс говорения, воплощения языковой структуры в реальность, позволяет коммуницировать между собой носителям языка. Градация в развитии социума как мыслящего механизма способна лишь благодаря соблюдению норм, правил кодифицированного языка. Речевые ошибки создают обратный процесс, который приводит к регрессу, антинормированности коммуницируемых и, как следствие, засоренности языка и речи.
В ходе исследования была достигнута цель комплексного исследования объективации смысловой целостности концептообразующей системы речи, выраженной в типичных речевых ошибках на примере речи юристов.
Теоретическое обоснование концептообразующего аппарата позволило прийти к выводу о единстве существования концептов язык и речь, о полифонизме языка как структуры. Также были выявлены коммуникационные составляющие данного процесса. Сформирована теоретическая база о коммуникации как процессе общения, обмена информацией между репрезентаторами.
Сформированы как теоретические, так и практические принципы антинормированности языка. Термин сформулирован на фоне обратного процесса, то есть активного отрицания норм современного литературного языка, его основных правил, предоставляющих возможность как в устной, так и письменной речи взаимодействовать с коммуникаторами. Антинормированность – это частое отклонение от норм речевого общения. Процесс приобрел гиперактуальный характер в современном мире. Его актуальность обусловлена рядом причин: информативный и информационный «прогресс» (для языковой культуры носит не всегда положительный характер по причине его регрессивного влияния на развитие языкового процесса и его устоявшегося нормирования), экономика, политика, масс-медиа и ряд других, которые в активной степени влияют на ослабевание роли словесного языка и активизируют процесс регресса общества, как механизма разумного и развивающегося.
С практической точки зрения был проанализирован материал, репрезентирующий типичные речевые ошибки в сфере профессиональной деятельности юристов, что позволило сделать вывод к стремлению отклонения он нормированности и выделению данных ошибок в пласт профессиональной лексики, которая делает упор на допускаемую разговорную речь, что принижает официально-деловой стиль общения и снижает уровень развития языка как современного русского литературного.
Подводя итоги, следует отметить общую тенденцию не только в юридической сфере к процессу несоблюдения регламента существующих норм, вследствие чего нарушается система культуры речи. Ведь культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ