Общая характеристика Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»

Цели и задачи

Цель дипломной работы – рассмотреть основные положения Федерального закона от 16 июля 1999 г.

Введение и актуальность


Основным предметом социальной политики в современном мире является государство. Именно он разрабатывает меры социальной политики, которые он считает необходимыми. Одним из таких защитных мер является государственное социальное страхование. Он имеет довольно сложную структуру и осуществляется через различные формы. Это разнообразие в первую очередь связано с рядом задач, которые государство решает в обеспечении социальной защиты населения - от пенсионного обеспечения лица в старости до страховой защиты работников в случае болезни или производственного травматизма.
Посредничество в системе обязательного социального страхования не допускается [15, c. 186].
1. Виды рисков социального страхования:
1) потребность в медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовая травма и профессиональное заболевание;
4) материнство;
5) инвалидность;
6) начало старости;
7) потеря кормильца;
8) признание в качестве безработных;
9) смерть застрахованного лица или его / ее зависимых членов семьи, которые не могут работать.
2. Если одновременно происходит несколько страховых случаев, порядок выплаты страхового покрытия за каждое страховое событие определяется в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
К задачам социального страхования относятся: формирование средств, из которых покрываются расходы, связанные с содержанием инвалидов или лицами, не участвующими в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материальной безопасности безработных и работающих членов общества [16, c. 53].
Наличие различных социальных и профессиональных рисков предопределяет различные формы социальной защиты. И его основной формой в рыночной экономике является государственное социальное страхование. Это связано прежде всего с тем, что уровень дохода большинства населения, даже в развитых странах, не позволяет сделать необходимые сбережения для старости или в случае болезни. Кроме того, сбережения как способ защиты от материальной незащищенности не всегда эффективны, поскольку никто не может определить, когда произойдет этот тип страхового случая, а тем более с учетом его масштаба, и, возможно, у страхователя не будет времени для накопления каких-либо экономия к этому времени.
Очевидно, что функционирование рыночной экономики связано с профессиональными и социальными рисками, которые мы можем контролировать непрерывно и в больших масштабах (это подтверждается текущим финансово-экономическим кризисом) [20, с. 168].
Таким образом, необходимо защитить миллионы граждан, а не отдельных слоев населения. Здесь существует потребность в государственном социальном страховании.
Хотя существует широкий спектр видов страхования, все они могут быть сгруппированы в соответствии с предметом регулирования имущественного и личного страхования. Это разделение классическое. Процесс роста страховых услуг осуществляется по принципу пирамиды. Однако существуют два основных типа.
Роль страхования трудно переоценить, поскольку она занимает одно из самых важных мест среди эффективных способов защиты собственности и личных интересов граждан. Страхование позволяет компенсировать или минимизировать потери в случае неблагоприятных событий. И функция компенсации потерь является функцией прямого страхования. Социальная функция также важна, так как страховые компании оказывают значительную помощь в случае инвалидности, инвалидности из-за болезней и несчастных случаев, финансируют лечение застрахованного и в случае его выплаты компенсации за смерть родственникам. Важна также кумулятивная функция страхования. Одним из способов сэкономить деньги является заключение договоров страхования жизни. Кроме того, страховые компании являются крупными работодателями.
В странах с развитыми рынками в страховом секторе занято до 1% населения трудоспособного возраста. Другая функция - инвестиции. Фонды страховщиков направлены в различные сектора экономики в виде инвестиций. В тех же развитых странах страховые компании являются крупнейшими инвесторами. Среди других функций особое внимание следует уделять профилактическим и репрессивным функциям, то есть мерам по обеспечению безопасности имущества и здоровья страховщика, предотвращению травм и заболеваний за счет страховщика.
Социальное страхование классифицируется по ряду критериев:
- легальное положение;
- организационно-правовой статус;
- организационная форма;
- по страховым рискам [20, c. 169].
В соответствии с правовым статусом проводится различие между обязательным и добровольным страхованием.
В соответствии с организационно-правовым статусом выделяется государственное и негосударственное страхование.
В соответствии с организационными критериями различают профессиональное, территориальное и корпоративное страхование.
Особое место занимает распределение форм социального страхования застрахованных рисков.
К таким рискам относятся болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, безработица и т. д.
В системе социального страхования, с учетом Общих интересов застрахованного, выделяются следующие типы:
- пенсионное страхование (старость, инвалидность, потеря кормильца, стаж работы);
- страхование по безработице;
- медицинская страховка;
- страхование временной нетрудоспособности (болезни, материнство, уход за детьми);
- страхование промышленных аварий и профессиональных заболеваний [11, c. 11].
В научной литературе существует два концептуальных варианта социальной защиты населения. Первый - шведский, где социальное обеспечение включает социальное страхование и социальную помощь, а также здоровье и образование, гарантированные всем на тех же условиях. Иными словами, само государство обеспечивает социальную защиту граждан.
Второй вариант - американский вариант, согласно которому государство только помогает гражданину, когда рынок и семья не могут этого сделать.
Исходя из вышесказанного, мы сделаем следующие выводы.
Социальное страхование является механизмом реализации социальной политики государства, основой системы социальной защиты. Институт социального страхования объединяет два принципа управления социальными рисками: социальное регулирование и страхование. Организация социального страхования основана на следующих принципах: универсальность, универсальность, сложность, самоуправление, а также в странах с развитой рыночной экономикой и самообеспеченностью.
Система социального страхования может быть двух типов: государственной и негосударственной.
Таким образом, социальное страхование является частью денежных отношений при распределении и перераспределении национального дохода с целью формирования и использования средств, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественной работе.

Заключение и вывод

В заключение мы сделаем основные выводы, полученные в процессе написания.
Страхование - это система экономических отношений, связанных с формированием централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных ресурсов, необходимых для компенсации ущерба, помощи или социального обеспечения в связи с возникновением определенных событий; страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры; страхование предусматривает закрытое перераспределение ущерба с помощью специализированного фонда страхования наличности, образованного страховыми взносами.
Социальное страхование является механизмом реализации социальной политики государства, основой системы социальной защиты. Институт социального страхования объединяет два принципа управления социальными рисками: социальное регулирование и страхование. Принцип социального регулирования состоит в том, чтобы установить основные социальные ориентиры для развития общества. Принцип страхования определяет механизм финансовой поддержки социальных задач. В процессе своего развития социальное страхование стало самостоятельной системой финансовой поддержки определенных социальных потребностей, основанной на перераспределении ВВП, отличной от чисто страховой и чисто социальной системы.
Организация социального страхования основана на следующих принципах: универсальность, универсальность, сложность, самоуправление, а также в странах с развитой рыночной экономикой и самообеспеченностью.
Система социального страхования может быть двух типов: государственной и негосударственной.
Таким образом, социальное страхование является частью денежных отношений при распределении и перераспределении национального дохода с целью формирования и использования средств, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественной работе.
Федеральный закон № 165-ФЗ от 16 июля 1999 года регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, но настоящий Закон не применяется к обязательному государственному страхованию, который регулируется специальным законодательством Российской Федерации. Закон определяет:
- правовой статус субъектов обязательного социального страхования;
- основания и порядок осуществления их прав и обязанностей;
- ответственность субъектов обязательного социального страхования;
- устанавливает основу государственного регулирования обязательного социального страхования.
Закон «на основе обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы обязательного социального страхования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ