Субъекты судебно-экспертной деятельности

Однако данные ведомственные приказы лишь конкретизируют те или иные направления судебно-экспертной деятельности, основным законом регламентирующим экспертную деятельность является ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в нем определяются основополагающие нормы, принципы организации и проведения судебных экспертиз, права руководителя судебно-экспертного учреждения, права и обязанности эксперта-исполнителя и т.д.[1]
Конституция РФ определяет основы и принципы судопроизводства, определяет основной ценностью права и свободы человека и гражданина.
В УПК РФ регламентируется производство судебных экспертиз, порядок и основания для назначения, права и обязанности уполномоченных лиц и экспертов[7]. В УК РФ имеются статьи за заведомо ложное заключение эксперта, разглашение сведений, ставших известными в ходе работы по уголовному делу[8].
В настоящее время государственные судебные экспертные учреждения являются субъектами судебно-экспертной деятельности, ими организовывается производство судебных экспертиз по всем существующим видам экспертной деятельности, также руководители государственных судебно-экспертных учреждений организуют производство судебных экспертиз, а в случаях отсутствия необходимого эксперта в подразделении – уполномочены привлекать к проведению экспертиз иных независимых государственных экспертов.
Однако в практике применения и использования специальных знаний складывается тенденция назначать проведение судебных экспертиз не только в государственные судебные экспертные учреждения, но и в негосударственные, в неэкспертные организации, иным частным экспертам, имеющим соответствующее образование, свидетельство на право проведения тех или иных экспертиз.
В УПК РФ написано, что при необходимости назначения судебной экспертизы, уполномоченное на то лицо, может привлечь к проведению экспертизы любое сведущее лицо, которое обладает специальными познаниями в области науки, техники, ремесла или искусства[7].
Регламентация деятельности таких сведущих лиц, не являющихся государственными, отражена в вышеуказанном ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в ст. 41, однако по нашему мнению одной статьи, ссылающейся на принципы и основы судебной экспертной деятельности, недостаточно. Также в данном ФЗ нет статей, регламентирующих деятельность негосударственных экспертных учреждений (организаций).
С развитием правового государства, гражданского общества и таких принципов судопроизводства, как состязательность сторон, негосударственные судебные экспертизы совершили существенный толчок. В каждом городе существует достаточное количество организаций, учреждений, с совершенно различными названиями и организационно-правовыми формами, предлагающих услуги по проведению независимых экспертиз по любому виду деятельности. В большинстве случаев такие услуги предлагают «независимые» эксперты-одиночки, но большинство из этих негосударственных экспертов, учреждений обладают необходимым уровнем подготовки в той или иной сфере, не у всех имеется сертифицированное оборудование, позволяющее проводить объективные исследования, многие частные эксперты не имеют должных свидетельств на право оформления заключений. Отсутствие наукоемких технических приборов, поверок на эти приборы, лицензионных программ и лицензионного оборудования.
Отсутствие должного правового регулирования деятельности различных негосударственных учреждений, частных экспертов, отсутствие должного контроля со стороны государственных органов, приводит к тому, что в качестве сведущих лиц привлекаются «условные» эксперты. Которые не имеют базового образования, свидетельств на право проведения исследований, свидетельств о переподготовке, отсутствие навыков работы со сложным оборудованием и многое другое. При оценке судами заключений таких «независимых» экспертов возникают существенные сложности и противоречия, это приводит к необходимости назначения дополнительных, повторных экспертиз в иные учреждения, чаще всего государственные.
После всего вышесказанного, по нашему мнению, требуется обновление ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в части касающейся внесения норм, которые будут регулировать производство судебных экспертиз негосударственными органами и частными экспертами. Данные нормы должны будут, на примере государственных судебных экспертных учреждений, регламентировать деятельность всех частных, негосударственных, «независимых» экспертов. Их права и обязанности, ответственность за заведомо ложное заключение. Порядок получения или подтверждения допусков по специальностям, наличия конкретного очного образования и т.д.
На примере приказа любого ведомства: МВД, ФСБ, Минздрава вынести постановление правительства, в рамках которого определить условия и порядок деятельности негосударственных учреждений, права и обязанности негосударственных экспертов, их ответственность.
В конце хотелось бы сделать следующие выводы: государственная судебная экспертная деятельность регламентируется на достаточно высоком уровне; однако, появившееся относительно недавно, направление негосударственных и частных экспертов и учреждений в настоящее время должного правового регулирования не получило.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ