5. Социально-воспитательные технологии в сфере детского и молодежного движения

Цели и задачи

Цель работы – раскрыть сущность педагогических технологий в детских и подростковых объединениях.

Введение и актуальность


Во-первых, в детских объединениях образцы поведения, как правило, ребенок усваивает через собственный опыт, тогда как в школе правила получаемые «сверху»: чаще всего артикулируются нормы поведения, после чего проверяется соблюдение этих норм, то есть формируется послушание по описанному образцу. При таких условиях возникает угроза того, что ребенок придерживается правил, ориентируясь только на внешние требования, не осознавая и не принимая их. Кроме того, в детском объединении подросток приобретает опыт различных видов деятельности, постоянно выполняя различные поручения и решая реальные жизненные проблемы, самостоятельно ища пути их решения.
Во-вторых, в детском объединении ценность каждого ребенка определяется не только его знаниями и успехами по разным учебным дисциплинам, послушанием и соблюдением правил поведения (как это нередко бывает в школе, когда личность ребенка воспринимается через призму ее академических успехов и поведения).
В-третьих, основной функцией детского объединения является воспитание и формирование жизненной компетентности, а не обучения и формирования общих учебных навыков. Предметом постоянного внимания взрослых лидеров являются цели, которые ставит перед собой ребенок, и способы ее достижения, нравственность поступков.
В-четвертых, роль взрослого лидера в детском объединении приобретает стратегическое значение: он должен не просто научить, а понять ребенка, его проблемы, вести с ним постоянный диалог и соответственно действовать.
Анализ литературы, а также изучение опыта работы и уставных документов различных объединений дает основания для выводов, что детское движение в России продолжает возрождаться и развиваться. Детские общественные объединения все больше утверждаются как институт, в котором проводится внеформальное воспитание подростков, и дополняется воспитание, осуществляемое другими социальными институтами. Детские объединения могут охватывать своей деятельностью практически все сферы жизни ребенка.
Анализ научных исследований относительно деятельности детских объединений делает такие выводы: детские объединения рассматриваются как самостоятельный социальный институт воспитания личности; они обладают необходимым потенциалом для соответствующих воспитательных воздействий; добровольность и позитивная атмосфера детских объединений создают условия для саморазвития личности подростка; нередко именно детские объединения становятся референтной группой для подростков, они разделяют идеалы и взгляды своего объединения [14].
Несмотря на разнообразную направленность деятельности детских объединений, большинство из них ориентировано на приоритеты самоценности личности ребенка, толерантность, преданность высшим духовным ценностям, уважение к себе и к другим, гармонию с окружающей средой; личную ответственность за свое духовное, интеллектуальное, физическое развитие. Почти каждое детское объединение ставит целью воспитать честную, сильную, истинную, нравственную личность и сформировать у нее такую систему ценностей, которая бы отвечала общечеловеческим нормам морали.
Практически все детские объединения направляют свои усилия на выполнение следующих воспитательных задач: открытие новых возможностей для общения с ровесниками, овладение навыками сотрудничества и умения работать в одной команде; предоставление возможности получить знания и навыки, необходимые в современной жизни; помощь в формировании ценностных ориентаций подростков, осмыслении себя и своего места в жизни; предоставление возможности обретения уверенности в своих силах; воспитание ответственности, достойного поведения в ситуациях социального неуспеха, осознанного отношения к себе и к собственным инициативам и тому подобное.
Ценность детского объединения в контексте воспитания подростков заключается в помощи подростку в поисках надежной жизненной опоры, которая основывается на духовных ценностях, утверждения чувства самоценности и значимости; получения доступа к знаниям и навыкам, которые дают возможность приобретать опыт достойного ответственного поведения; приобретения навыков самоанализа, раскрытия своих возможностей; обеспечения опыта разнообразной деятельности, возможностей испытать собственные силы, научиться справляться с ситуациями неуспеха; предоставлении возможности самостоятельной, инициативной деятельности; наличия взрослых лидеров, способных повести за собой.
Детские организации и объединения выступают «школой жизни», в которой подростки имеют возможность приобрести опыт разнообразной деятельности, а воспитание осуществляется через конкретные дела. Такой воспитательный потенциал превращает детские объединения в действенный инструмент воспитания подрастающей личности.

Заключение и вывод

Итак, детские общественные объединения являются устоявшимся институтом социализации подрастающего поколения, в котором ребенок овладевает необходимыми навыками, социальными ролями, приобретает опыт практической деятельности.
Организация деятельности детского объединения является своеобразным фундаментом, на котором происходит формирование мировоззренческих ориентиров ребенка во время пребывания во внешкольной формации. При рациональном построении организационных форм и методов возможно достижение цели деятельности детского объединения, а также педагогической цели. Для достижения воспитательного результата в детском объединении целесообразно использовать методы прямого воздействия, а также опосредованного и длительного действия. Воздействие на сознание и поведение ребенка будет эффективным в условиях насыщения всех сфер детской жизни в детском объединении. Мы рассматриваем методы воспитательной деятельности как средства взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование к деятельности.
Приведенные данные свидетельствуют о ярко выраженном желании подростков найти в детском объединении друзей, строить отношения, интересно и содержательно проводить вместе свободное время, общаться, развиваться, заниматься реальными полезными делами. Таким образом, детское объединение становится для подростков референтной группой, они разделяют ее ценности и идеалы, ориентируясь на них в своей деятельности, что играет чрезвычайно важную роль в их воспитании и социальном становлении.
Воспитание в детском объединении – это организация личного опыта жизнедеятельности подростка в контексте любой ценностной доктрины организации. Воспитывая гуманного, компетентного человека, общество заботится о будущем, о передаче ему социального опыта для полноценной жизни в демократическом обществе.
В реализации воспитательного потенциала детских общественных выделяется четыре компонента:
1) создание условий для социализации ребенка;
2) развитие разносторонних способностей детей в детской организации;
3) формирование многих личностных качеств человека;
4) в выделении как идеальной цели формирования человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного экзистенциального выбора.
Проведенный анализ целей деятельности детских объединений позволяет условно выделить три их группы: цели, направленные на развитие личности в целом без акцентирования на той или иной ее стороне; цели, в которых акцентируется определенная сторона развития личности; цели, направленные на развитие познавательной сферы.
В целом можно утверждать, что в жизни ребенка и подростка все большее значение начинают приобретать объединения, различные по направлениям своей деятельности, целям, структуре и традициям.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ