Становление и развитие кредитной системы в российской экономике

Устав определял в качестве одной из целей нового учреждения «упрочение денежной кредитной системы». Для достижения уставных целей Государственный банк должен был обладать солидным капиталом, однако его размер составлял лишь 15 млн. руб. Государственный банк мог оказывать влияние на состояние денежно-кредитной сферы посредством выдачи ссуд под краткосрочные векселя и процентные бумаги, то есть осуществления коммерческих операций.
Однако важное место в деятельности Государственного банка занимали операции, возложенные на него Министерством финансов, которые производились за счет Государственного казначейства: размещение государственных ценных бумаг, обслуживание государственного долга, а также выдача неуставных ссуд. Это было связано с тем, что самостоятельность Государственного банка была ограничена и он был в прямой зависимости от Министерства финансов. Эта зависимость сохранялась до конца века и являлась причиной конфликта целей его деятельности и широким использованием его ресурсов для обеспечения устойчивости в большей мере государственного бюджета, чем кредитной системы.
Однако с развитием капиталистических отношений и увеличением числа банков потребность в этой функции постоянно возрастала.
В период 1870–1873 годов происходило бурное развитие акционерных обществ во всех отраслях экономики. Это касалось и банковской сферы. За этот период было создано 106 акционерных банков. Высокая конкуренция между банками способствовала биржевому ажиотажу и спекуляции. Акционерные банки занимались не только выдачей ссуд, но и осуществляли операции по реализации выпуска акций различных компаний. Соперничество между банками повышало проценты по вкладам, и для того чтобы платить по обязательствам банки активно участвовали в спекулятивных операциях, которые повышали риски наступления банковских кризисов.
В целях обеспечения стабильности банковской системы, правительством был принят Закон 1872 года «Об учреждении частных кредитных учреждений», содержащий нормы, направленные на ограничение банковских рисков и повышение финансовой устойчивости кредитных организаций. Запрещалось учреждать новые акционерные банки, если в городе существовал хотя один такой банк. По новому закону банкам запрещалось приобретать недвижимое имущество, учитывать соло-векселя без обеспечения или обеспеченные недвижимым имуществом, начислять премии на учредительские паи и акции из прибыли банка и т. д.
Кроме того, были установлены нормативные размеры учредительного капитала, стоимости акции, кредита. После появления этого закона появление акционерных банков практически прекратилось. Введение нового механизма регулирования банковского дела позволило ограничить ущерб от прошедшего в то время по всему миру экономического кризиса. В России было ликвидировано всего 10 банков, в то время как, например, в Германии потери составили 78 банков.
Данный закон является примером надзорного реагирования в целях обеспечения безопасности банковской системы. В последующие годы развитие банковского законодательства продолжилось и, наконец, в 1894 году произошло реформирование Государственного банка. Данное событие, в первую очередь было, связано с деятельностью министра финансов С. Ю. Витте.
Целями банка являлись: обеспечение денежных оборотов, содействие посредством краткосрочных кредитов отечественной промышленности и сельскому хозяйству, а также упрочение денежно-кредитной системы. Новый устав дал право Государственному банку выдавать ссуды мелким и средним предприятиям, крестьянам, ремесленникам. Выдача промышленных кредитов являлась отличительной чертой Государственного банка, в отличие от европейских центральных банков, которые такой деятельностью не занимались. Был увеличен уставный капитал до 50 млн. руб., и он ежегодно должен был пополняться, т. к. для достижения целей этой суммы было недостаточно.
При помощи Государственного банка начали создаваться кредитные товарищества. В результате проведения денежной реформы Государственному банку, наконец, было предоставлено эмиссионное право. Стабильность банковской системы обеспечивалось осуществлением денежнокредитной политики Государственным банком, направленной на поддержание курса национальной валюты и поступательное развитие народного хозяйства. Это обеспечивалось путем использования различных инструментов, таких как создание биржевых синдикатов и банковских консорциумов. Биржевые синдикаты были предназначены для поддержки стоимости российских ценных бумаг, а банковские консорциумы для оказания финансовой помощи отечественным фирмам в период кризисов.
В итоге, в течение полувека российская банковская система прошла путь от нестабильной одноуровневой системы казенных банков до, приближенной к европейским стандартам, двухуровневой банковской системы с Государственным банком, обладающим более эффективными инструментами обеспечения устойчивости кредитно-банковской системы.
Обеспечению стабильности способствовало также принятие специального законодательства, ограничивающего конкуренцию в банковской сфере, однако создавшего условия для снижения банковских рисков и защиты от кризисов.
Таким образом, завершая исследование по данной главе можно сказать о том, что в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением специфики кредитной системы РФ в 18 и 19 веках.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ