Средства организации педагогического руководства детским художественным коллективом студии ДПТ

Цели и задачи

Цель исследования: разработка методики организации руководства в детском художественном коллективе студии ДПТ.

Введение и актуальность


Анализируя творческое задание, ученик определяет необходимые для его выполнения технологические операции, подбирает материал и инструменты; определяет последовательность выполнения действий; сравнивает и определяет общее и отличное в способах выполнения аналогичных трудовых заданий; обобщает способы выполнения трудового задания. На основе таких мыслительных действий и развивается интеллектуальная сфера личности. Кроме того, в процессе выполнения трудовых действий ученикам приходится делать определенные расчеты, они получают сведения об объектах и средствах труда (материалы и инструменты), учатся применять знания по другим предметам (т.е. осуществляются межпредметные связи); речь школьников обогащается новыми словами, терминами, что в свою очередь положительно влияет на умственное развитие личности.
Важным фактором развития интеллектуальной сферы личности в художественно-трудовой деятельности является положительное отношение к ней. Его возникновение зависит от мотивов деятельности, ее конечного результата, общественной значимости, эмоционального состояния, вызванного конечным продуктом и самим процессом деятельности, а также от учета индивидуальных потребностей учащихся и значение труда для их удовлетворения [7].
Эмоциональное развитие личности, что осуществляется в процессе художественного творчества, не только повышает аффективное волнение, но и через осознание цели, определение способа и характера трудовых действий, оценку событий и явлений действительности приводит к возникновению побуждений, которые субъективно переживаются, к взаимодействиям с предметным миром в стремление изменить его, самого себя [14].
Художественно-трудовое творчество влияет на социальное и духовное развитие школьника, поскольку именно в этой деятельности они овладевают социальным, нравственным и трудовым опытом. Они непосредственно сталкиваются с реальной действительностью, практическими задачами, конкретными жизненными ситуациями, которые связаны с преодолением трудностей и требуют от них волевых усилий, самостоятельных решений, согласованных действий. Для ученика его практическая деятельность воплощается в продукте, созданном своим трудом и своими руками. Первые сильные впечатления, знания, социальный опыт и привычки нравственного общения он приобретает в практической деятельности.
Художественно-трудовая деятельность характеризируется, прежде всего, тем, что она завершается предметным результатом, материальным продуктом. Важная характеристика такого материального результата - его общественная значимость, польза людям и обществу [4].
Значительное влияние этого вида предметно-преобразовательной деятельности на школьника заключается еще и в том, что она ускоряет социальную зрелость личности. Как убеждает практика, дети, которые рано вовлекаются в трудовую деятельность и художественное творчество, отличаются большой самостоятельностью, ответственностью, рассудительностью. Они уверенно берутся за дело, более настойчиво преодолевают трудности, им понятнее труд взрослых, они глубже осознают значение результатов труда взрослых, их цену. У них рано формируется хозяйственное, бережное отношение к средствам и результатам труда, к общественному добру [25].
Большая роль художественно-трудовой деятельности и в духовном развитии личности, которое рассматривается как процесс и результат формирования высших идеалов, становление и развитие внутренних общечеловеческих ценностей: доброты, милосердия, честности, справедливости, а также развитие таких душевных качеств, как открытость, красота, чистота, вера, надежда, любовь, терпение, радость, простота, сердечность, мудрость и тому подобное.
Художественное творчество влияет на формирование у школьников таких национально-культурных ценностей, как трудолюбие, способность к ответственности за содержание своей жизни, понимание и учет интересов и потребностей других людей, стремление к гармонии между внутренним и внешним миром, благотворительность и тому подобное. Привлечение подростков к благотворительной и милосердной деятельности, к возрождению народных ремесел и промыслов дает возможность для развития национального самосознания, духовных ценностей. Но творчество оказывает на личность развивающее влияние лишь при условии, если оно вызывает у нее положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой.
Включаясь в специально организованную внеурочную деятельность, школьник каждый раз подвергается воспитательным воздействиям, выступает в новой роли, и это требует от него сознательного выполнения новых функций. Многогранность воспитательного воздействия различных форм и средств внеурочной деятельности широко раскрывает мир других людей, на поступках и поведении которых школьники учатся любить и уважать окружающих [22].
В процессе внеурочной деятельности развиваются и формируются гуманистические ценности, такие важные качества личности, как ответственность, которая становится мотивом деятельности, управляющим звеном в случае выбора Школьник учится отвечать не только за свое поведение, но и за свои поступки, позиции, мнения.
Эти и многие другие аргументы позволяют увидеть во внеурочной деятельности благоприятную почву для целостного развития, формирования жизненной активности учащихся разных возрастных групп.

Заключение и вывод

Коллектив - социально значимая группа людей, которые объединены общей целью, согласованно действуют для достижения цели и имеют органы самоуправления. Его характеризуют единство целей, высокий уровень межличностного общения, сплоченность, внутренняя дисциплина, специфические нормы общежития.
Изучение существующего педагогического опыта, тщательный анализ научной, педагогической и учебно-методической литературы и проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- творчество - это необходимое условие становления личности, ее самопознания, развития и раскрытия как талантов;
- декоративно-прикладное творчество является привлекательным для детей, как с точки зрения его восприятия, так и со стороны творческой деятельности;
- знания данного вида художественного творчества, особенностей и педагогических перспектив относительно процесса творческого развития личности, позволяет определить место декоративно-прикладного творчества в целостной системе эстетического воспитания, как средства стимулирования к творческой деятельности, формирование эстетической культуры и всестороннего развития.
Изучение взаимоотношений в коллективе, проведенное в русле социометрии, показало, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных воздействий, существующих и во взрослом мире. В любом коллективе происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в данной среде. Проявляется разница в положении «звезд» и «отвергаемых». Дети стремятся найти в коллективе, в отношениях с товарищами какое-то свое место - не просто быть рядом, а быть признанным товарищами. У ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе коллективных отношений, но часто дети тяжело переживают несоответствие между желаниями в этой области и фактическим состоянием.
Работа педагога, воспитателя является бесконечно сложной. Если учитывать сочетание характеров в каждой конкретной группе воспитанников, то она всегда требует творческого подхода. Именно поэтому коллектив должен выполнять главную роль в формировании и развитии личности и без него воспитать ребенка как личность очень трудно, а иногда вообще невозможно. При формировании коллектива необходимо учесть результаты отбора детей. Нужно разделить детей на группы таким образом, чтобы они имели примерно подобные возможности и психолого-физиологические особенности, тогда можно рассчитывать на эффективное обучение и создание благоприятного для творчества климата в коллективе.
Психологическое воспитание в коллективе означает формирование и изменение социальной установки, имеет три компонента: знания, эмоции и действия. Воспитание социальной установки сводится к изменению одной или нескольких их составляющих. Педагогическое действие на социальную установку коллектива включает четыре стадии: привлечь внимание детей к определенной задаче, пробудить их интерес, предложить новую информацию и убедить.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ