. Сравнительный анализ портрета Сарры Элеоноры Фермор и портрета Вильгельма Георга Фермор

Пленительный портрет Сары написан без всякого намёка на превосходство взрослого человека над ребёнком. Понимание мира ребёнка позволяет ему избегать манерничанья и жеманства своего учителя Каравакка. Образ девочки полон тонкой эмоциональности, хрупкости и воздушности. Головка на тонкой шее, бессильно опущенные, слишком длинные, тоненькие руки. Грациозная фигурка в пышном муаровом платье с большими фижмами, пудреная, тщательно, по-взрослому, уложенная прическа, прелестное детское лицо с тёмными глазами, вызывают умиление, с одной стороны. Хотя, с другой чувствуется неестественность, скованность, статичность столь юной и нежной модели, затянутой в жесткий корсет, облаченной в юбку на китовом усе, в которой нельзя не то, что побегать, а нужно медленно важно выступать, да ещё, боже упаси, уронишь веер! Изящным жестом левой руки девочка поддерживает тяжелое, по елизаветинской моде, платье, затканное цветами. В то же время, невозможно не оценить, хрупкую грацию девочки, чистоту и трогательность облика. Сара, которая ещё только готовится выезжать в свет, уже как будто воплощает тот таинственный, манящий, причудливый, как менуэт, манерный танец, XVIII век. Под кистью Вишнякова родилась девочка-мечта, будущая принцесса-грёза мирискусников начала века XX. Но сама маленькая дама серьёзна, задумчива, не по-детски сосредоточена. Её поэтическому облику соответствует и цветовое решение портрета, выдержанное в жемчужных тонах. Задний фон написан в подчеркнуто-нежной тональностью колорит. Хрупкая фея стоит на фоне пейзажа, изображающего ранний рассвет и тонкие деревца, по своей трепетности схожие с героиней портрета. И непременные атрибуты – стройная колонна, тяжелый занавес, столик с книгой. От хрупкой детской фигурки, вписанной в декоративный пейзаж, с тонко прописанными, как и цветы на робе, деревцами на фоне голубовато-розовых далей, веет высокой поэзией.
Портрет Сары Фермор интересен ещё и тем, что создан талантливым мастером на стыке эпох. В нем сливаются русская средневековая парсуна и блестящий европейский портрет XVIII столетия. К примеру, взять длину тонких рук Сары, раскинутых по муаровой юбке-панье. Их длина гармонично подчеркивает хрупкость модели, но, с точки академической правильности рисунка, эти руки излишне длинны. Далее обратим внимание на то, как живо выписано лицо, и какой бесплотной, как будто её и нет под фижмами, кажется фигура. Как все старые мастера-предшественники, Вишняков всё внимание уделял лицу, в котором сосредоточен духовный мир человека. А тело, «вместилище греха и соблазна», словно нарочито, избегал и только предполагал, что оно находится под одеждой. Кстати, платье он прописывает виртуозно. В живописи же он предпочитает не вписывать цвета в общую тональность, как западноевропейские художники, а противопоставляет цветовые пятна одно другому. Все атрибуты портрета кажутся плоскими, даже более нереальными, чем тело под одеждой.
Согласно обычаям, того времени, Сарра Фермор изображена как взрослая девушка: с напудренными и завитыми волосами, в декольтированном бальном платье, с веером в руке.
Скованность тела, непропорционально удлиненные лилейные руки, придающие портрету изысканную красоту текучих линий, изящные жесты, декоративная трактовка асимметричного пейзажа с двумя тоненькими деревцами — все настраивает зрителя на высокий поэтический лад, высвобождает из тесных рамок материального светлое духовное начало.
Не по возрасту серьезное, грустное, задумчивое лицо десятилетней девочки, ее тонкая шейка изображены с большим лиризмом, неповторимой чистотой и пленительностью. Колорит одежды служит дополнительным аккордом к ее ранимому внутреннему миру. Этот изысканный серо-зеленовато-голубой цвет платья, как и лицо девочки, покоряет красотой и выразительностью.
Ее сложная поза, данная в легких противоречивых движениях, выдержана в духе стиля рококо, господствовавшего при елизаветинском дворе и превозносившего затейливую элегантность, несколько манерную утонченность, изменчивый настрой чувств. Однако при этом в портрете господствуют проникновенная тишина и завороженность, несовместимые с обычными представлениями о рокайльном стиле.
Часто эти качества объясняют неумением художника передать движение и его внутренней связью с искусством парсуны, что кажется неубедительным, так как по технике письма и подходу к модели Вишняков не имеет с парсуной ничего общего. Но тем не менее именно особенностями национального мировосприятия художника картина обязана своим неповторимым очарованием.
Согласно моде, того времени, у Сарры Фермор напудренные и завитые волосы, декольтированное бальное платье, в руке — веер. Фон подчеркивает парадную пышность портрета. Трогательным и чуть грустным контрастом этой торжественности выглядит бледное и худенькое лицо девочки, ее тоненькие руки.
Однако нервное подвижное лицо полно живости, его не правильные черты исполнены душевной игры. Эмоциональность и лиризм поддерживается цветовым решением картины — гармоничным сочетанием светло-серого, бледно-зеленого и светло-голубого тонов. Общему настроению соответствует пейзаж с его тонкими деревьями, окутанными прозрачными листьями.
Сложность позы, показанная нам легкими противоречивыми жестами, выдержана в стиле «Рококо», который господствовал при дворе императрицы Елизаветы в то время и превозносил замысловатую элегантность, манерную изысканность, изменчивое настроение и чувства.
Портрет Сарры Элеоноры Фермор» — одна из лучших картин живописца и чрезвычайно чувственный детский портрет XVIII века.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ