Сравнительный анализ исследований различных психических процессов с позиций когнитивного подхода

Цели и задачи

цель курсовой работы. Заключение отражает выводы, сформулированные по результатам выполненного исследования.

Введение и актуальность


Вопросы, рассматриваемые в сфере исследований когнитивного психологического направления, а именно восприятие, познание и понимание действительности, волновали умы ученых различных наук, в частности философии и психологии во все времена. Но получившее свое начало в послевоенный период бурное развитие кибернетики и вычислительной техники, как и появившиеся в середине прошлого столетия первые «умные» машины, которые предпринимали попытки решения логических задач, игры в шахматы, понимания устной и письменной речи и преобразования ее на других языках, потребовали от научного сообщества иных, новых взглядов на процессы мышления, познания и понимания. Внимание исследователей сфокусировалось на феномене знаний и связанных с ним проблем получения, хранения, переработки и отражения знаний как в человеческом мозге, так и посредством компьютерной системы. Психологи оказались в ситуации, требующей пересмотра своих взглядов и отношения к восприятию, памяти, воображению, рассматривая их сквозь призму компьютерной метафоры деятельности мозга – своеобразного устройства, целью создания которого явилась переработка и хранение как уже имеющейся, так и вновь приобретаемой информации.
Когнитивная психология во многом базирует рассмотрение своих проблем на проведении аналогии между процессами преобразования данных при помощи вычислительного устройства и функционированием человеческих познавательных процессов. На этой основе выделяются многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти.
Таким образом, предметом изучения когнитивной психологии можно считать способы получения людьми информации об окружающей действительности, представление данной информации человеческим мозгом, хранение ее в памяти, трансформацию ее в знания. Исследования подобного рода привели к пониманию когнитивной психологии как научного направления, основной задачей которого считается приведение доказательств решающей роли знания в личностном поведении субъекта.
Предмет когнитивного направления в психологии составляют познавательные психические процессы, обеспечивающие получение человеком знаний как об объективном мире, так и о самом себе. С помощью познавательных процессов индивид приобретает и перерабатывает информацию, отражает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.

Заключение и вывод


Проведенное исследование представляет собой рассмотрение и анализ основных психических процессов с точки зрения когнитивного подхода, а также степень их разработанности на современном этапе психологических исследований. В работе выявлены внешние факторы, которые могут считаться наиболее существенными характеристиками процесса формирования психических процессов личности.
Подводя итоги можно выделить следующие наиболее существенные характеристики указанного аспекта.
Когнитивный подход в психологии позволяет исследовать когнитивную личностную систему, следуя по пути от получения информации о внешнем мире через ее обработку, сохранение, управление до использования и выражения. Когнитивные исследования в теории психологии личности рассматривают человека, находящегося в потоке постоянно меняющейся информации, как «понимающего и анализирующего», поскольку действия, производимые человеком с полученной информацией, сводятся к следующему: понимание, оценка и использование. Тогда как человеческие поступки включают в себя три составляющих: непосредственно само действие, мысли о нем и чувства, им вызываемые. Получив определенные сведения, человек переработав их, делает выбор в пользу совершения того или иного поступка. Необходимо отметить, что ученые-бихевиористы заканчивают анализ поведения уже на данном этапе, когда когнитивная часть поступка еще не завершена, ввиду того, что сам поступок также является источником информации, позволяющей формировать мнение как о субъекте указанного поступка, так и отношение к нему других. Из чего вытекает, что после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, делая выводы, позволяющие внести необходимые корректировки в дальнейшее поведение.
Когнитивная психология на современном этапе развития включает в себя десять основополагающих составляющих аспектов, таких как восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект, каждый из которых выполняет собственную исключительную функцию.
Начало исследования когнитивных процессов традиционно относят к 1960 году и связывают его с созданием центра когнитивных исследований в Гарварде. Наука когнитология зародилась как междисциплинарное исследовательское направление, в состав которого включалась философская категория – теория познания, когнитивная психология, нейрофизиология, антропология, лингвистика и теория искусственного интеллекта.
Основные психические процессы, к которым относятся ощущение и восприятие, внимание и память, мышление и интеллект (в последнем выделяю человеческий и искусственный) являются отдельными формами целостного отображения человеком окружающей реальности в процессе деятельности центральной нервной системы. Данные формы представляют собой начальные регуляторы поведения, обеспечивающие деятельностное отношение к реальности и взаимосвязь личности и окружающего мира.
С точки зрения когнитивной теории взаимодействие психических процессов, обслуживающих мыслительные акты, рассматривается в процессе практической деятельности. Здесь познавательные процессы отвечают определенным потребностям и побуждениям, и испытывают на себе регулирующее влияние эмоциональных состояний. Об этом свидетельствует сохраняющаяся в когнитивистике субъект-объектная модель данных процессов

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ