специфика психологического консультирования родителей дошкольников

Цели и задачи

Цель исследования - проведение анализа специфики психологического консультирования родителей дошкольников.

Введение и актуальность


Практический психолог образования проводит консультирование взрослых по вопросам развития и воспитания детей. К этому виду работы относится и консультирование администрации при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, при комплектовании возрастных групп, экспертная оценка используемых программ воспитания и обучения в детском саду, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий, создаваемых в учреждении. [15, стр. 17]
Нельзя сказать, что родители не интересуются вопросами развития ребенка. Они нередко обращаются к Интернет-ресурсам, которые предлагают
огромное количество памяток и небольших статей о тех или иных проблемах
воспитания. Однако большинство подобных ресурсов копируют информацию
друг у друга, не предоставляют систематизированных знаний, ограничиваясь
лишь отдельными общими фразами, зачастую даже не указывая автора публикации. В результате знакомства с подобными страницами и сайтами у людей, не имеющих соответствующих образования и навыков, появляется ощущение, что информации много, и она довольно проста, но отсутствие комплексного видения ситуации ведет к однобокому восприятию той или иной проблемы, неправильному использованию отдельных психолого-педагогических методов работы непрофессионалами.
Сам термин «психологическая культура родителей» может пониматься достаточно широко: от умения обеспечивать оптимальные отношения с ребенком с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей до умения адекватно понимать состояние ребенка [8]. В развитии данных умений и навыков родителям нужна помощь психолога. Причем, в случае продуктивной работы положительный эффект будет заметен не только на качестве детско-родительских отношений, но и на эффективности психолого-педагогической работы с ребенком.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, ставшее неотъемлемой частью образовательного процесса, не может не включать в себя работу по повышению психологической культуры родителей.

Заключение и вывод

Современное образовательное учреждение ориентируется не только на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, что выражается в достижении высоких результатов обучения, но и на обеспечение максимально возможного развития личности обучающегося. Одну из ключевых ролей в решении этой задачи выполняет педагог-психолог, который осуществляет профессиональную деятельность относительно всех субъектов образования, в том числе и организует взаимодействие с родителями дошкольников.
Анализ теоретических источников, научной информации и имеющегося в практике опыта работы с семьей позволяет сделать вывод о том, что семья представляет собой сложное социальное образование.
При написании данной работы нами была выявлена проблема в однозначном определении феномена «психологическое консультирование» и выделении ее наиболее существенных признаков. Так же в научной литературе выявлена тесная связь психологического консультирования и психотерапии.
Практический психолог образования в детском саду должен не только уметь работать с детьми разного возраста, но и достаточно профессионально взаимодействовать со взрослыми. На современном этапе, психологическое сопровождение, ставшее неотъемлемой частью образовательного процесса, не может не включать в себя работу по повышению психологической культуры родителей.
Значимость психологического консультирования родителей в условиях
современного детства обусловлена обширным кругом, сопровождающих его проблем, отягощающих детское развитие.
В заключение скажем, что в современном детстве существует множество
проблем, связанных с развитием ребенка и становлением его личности, с которыми постоянно сталкиваются родители. Несмотря на большое разнообразие психолого-педагогической литературы, сайтов, освещающих возрастные особенности ребенка (трудности воспитания и т.д.) родители зачастую оказываются один на один со своей хоть и похожей на другие, но все же уникальной проблемой. Они не всегда могут найти ответы на свои вопросы, так как очень сложно оценить ситуацию системно и объективно. В таком случае целесообразнее всего обратиться за помощью к психологу, специализирующимся по вопросам детской психологии, детско-родительских и семейных отношений. В настоящее время это стало намного доступнее с появлением психологов в детских садах.
Мы считаем, что изучение данной проблемы составляет огромную ценность для психологического консультирования родителей дошкольников, убеждения их в необходимости оказывать поддержку своему ребенку и другим детям, стараться их понимать и принимать такими, какие они есть в своем детстве.
Итак, проблема психологического консультирования родителей становится все более актуальной, потому что компетентность родителей по самым разнообразным вопросам о развитии личности ребенка, требует знаний
современной возрастной и педагогической психологии как предпосылки полноценного развития физически, психически и социально здоровой личности растущего человека.
Особенно актуальна подобная совместная работа в преддверии поступления ребенка в школу. Педагогам важно понимать, что многие установки ребенок перенимает от окружающих взрослых, поэтому помимо подготовки ребенка следует уделять внимание и его родителям.
Таким образом, цель работы достигнута, нами была проанализирована специфика психологического консультирования родителей дошкольников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ