Современный НДС: значение, эффективность, аудит.

Цели и задачи

Цель работы: изучение современного НДС.

Введение и актуальность


По материалам Счетной палаты России за 2010-2012 годы бюджет недополучил почти 6,5 млрд рублей в связи с несовершенством системы возмещения налога на стоимость добавленную. Недостатки администрирования возмещения НДС приводят к росту расходов федерального бюджета на выплату процентов за возврат несвоевременный НДС. Сумма прямых потерь, несмотря на их снижение, остается значительной, так на 1 января 2011 года - 2,82 млрд руб., на 1 января 2012 года - 2,22 млрд руб., на 1 ноября 2012 года - 1,42 млрд рублей [7].
Проблемы с администрированием НДС существуют не только в России. Даже для европейских стран с наиболее развитой системой НДС характерен массовый уход от его уплаты. Ежегодные потери стран Европейского Союза от злоупотреблений в сфере НДС оцениваются в 4,5 млрд евро, собираемость налога составляет около 82,5 % [1].
Понятие налог на стоимость добавленную сегодня теснейшим образом переплетается с понятиями налогового администрирования и теневой экономики. Еврокомиссия с разрешения стран ЕС начинает переговоры с РФ и Норвегией по соглашениям административного сотрудничества в области НДС, с целью создания системы поддержки взаимной в борьбе с трансграничным мошенничеством с НДС.
Возмещение НДС экспортерам перерастает в проблему глобальную для российской экономики. Согласно данным налоговой и таможенной статистики, за 2000-2012 годы сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза [5, с.131].
Проанализировав имеющие точки зрения о практике взимания НДС, попробуем систематизировать очевидные наиболее проблемы и рекомендации для расстановки приоритетов в совершенствовании механизма НДС, которые можно свести к нижеследующим.
Во-первых, определение уровня снижения налоговой ставки предлагается либо резкое до 13 % или менее резкое до 16 % [1; 2, с.48; 10, с.61-62].
Во-вторых, предложение заменить НДС налогом с продаж [10, с. 61-62].
В-третьих, сохранить действующие ставки, но совершенствовать налоговое администрирование [1; 5, с.138; 6, с.33].
Необходимо считаться с неблагоприятной динамикой макроэкономических показателей, снижением объемов экспорта и низкими темпами роста ВВП в 2012-2013 годах, поэтому предложение по снижению налоговой ставки внешне выглядит предпочтительнее других. Проведение соотношений общей ставки НДС в 18 % в РФ (табл. 2) со стандартными ставками в странах ОЭСР также показывает умеренный характер налоговой политики.
Таблица 2. Стандартная ставка НДС в 2013 г. по странам - членам ОЭСР [2]
Страна Ставка НДС Страна Ставка НДС
Великобритания 20 Норвегия 25
Германия 19 Франция 19
Испания 21 Финляндия 24
Люксембург 15 Швеция 25
Сравнение средних значение интегрального показателя доходности НДС в 2003-2011 годах в Российской Федерации составило 0,53, что практически соответствует среднему уровню по странам ОЭСР (0.57) [4]. Можно сказать, что проблема налогового бремени в российской экономике не является острой.
Следует согласиться с утверждением Д.Г. Черника, что к изменению ставок НДС в сторону понижения нужно относиться с большой долей осторожности [10, с. 61], при этом, на наш взгляд, целесообразно ввести корректировку в действующую практику дифференциации ставок НДС. Предлагаем уйти от приоритета «ввозного» НДС к «внутреннему», что подразумевает дифференциацию ставок для предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, инновационную и социально значимую.
Выбор решения о применении ставок НДС должен быть связан в первую очередь с отраслевой и территориальной принадлежностью предприятия, уровнем применяемых технологий, степенью интегрированности участников рынка в экономические процессы, механизмом ценообразования и возможностью профессионального сопровождения бизнеса в сфере учета, как бухгалтерского, так и управленческого. Все это мы отразили ниже в табл. 3 на основе анализа ситуаций, представленных в модели, предложенной в виде матрицы состояний «если, то...».

Заключение и вывод


Налог на добавленную стоимость является косвенным федеральным налогом, который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства; причем бремя уплаты налога на добавленную стоимость реально падает на потребителя товаров (работ, услуг).
Объектом налогообложения выступают: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, передача на товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, определяется как процентное отношение установленной налоговой ставки от налоговой базы. Последняя определяется исходя из свободных цен либо исходя из государственных регулируемых цен (тарифов) без НДС. Исключения составляют: реализация имущества, подлежащего учету по ценам, включающим сумму уплаченного НДС; реализация сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС).
Для исчисления НДС применяются налоговые ставки в размере 0, 10 и 18%. Кроме того, при реализации товаров, (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, организации вправе применять расчетный метод определения налоговой ставки.
Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику поставщикам при приобретении им товаров, работ, услуг, либо уплаченные им на таможне при ввозе товаров на территорию РФ подлежат включению в состав налоговых вычетов, уменьшающих задолженность организации по НДС. НДС, подлежащий уплате организацией в бюджет, определяется как разница между налогом, подлежащим получению от покупателей по проданной им продукции, работам, услугам и другим объектам налогообложения и налогом, уплаченным поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства. Налоговым периодом по НДС может выступать календарный месяц для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС и налога с продаж, превышающими 2 млн. руб., для остальных налогоплательщиков - квартал.
НДС является на сегодняшний день самым значимым налогом в РФ, так как его доля в налоговых сборах в федеральный бюджет является самой большей, она составила в 2005 году 36% от всех налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ