Современный историко культурный смысл праздника День семьи любви и верности

День всех влюбленных пришёл в нашу страну из американской культуры. Праздник отмечается 14 февраля, во многих странах мира. Предположительно назван по имени одного из двух раннехристианских мучеников с именем Валентин-Валентин Римский. Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям подарки, цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви. Об этом празднике знают не только взрослые, но и дети. Так как уже со школьной скамьи открывает работу «почта», с помощью которой, ученики отправляют свои послания. Каждый с радостью получает и с удовольствием отправляет такую открытку в знак особого отношения друг к другу.
За западным «праздником любви» многие уже не видят наш традиционный русский праздник День семьи любви и верности, где тоже можно поздравить дорогих нам людей и сделать свои необычные открытки в виде ромашки, так как именно этот цветок является символом праздника, простой полевой цветок. Он привычен и спокоен. Как спокоен и сам праздник, который пронизан чистотой и традиционностью.
День святых Петра и Февронии отмечался ещё на Руси много веков подряд. К князю и княгине было принято обращаться с молитвами о ниспослании семейного счастья и будущего удачного замужества. Пётр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни.
Праздником Всероссийского масштаба день семейных покровителей стал в 2008 году. Ежегодно оргкомитет праздника вручает медаль «За любовь и верность» российским парам, которые прожили в браке не менее 25 лет. С одной стороны медали — изображение символа праздника (ромашка), с другой – лики святых Петра и Февронии. Во многих городах проводятся праздничные и торжественные мероприятия: концерты, благотворительные акции, выставки, ярмарки. ЗАГСы в этот день работают допоздна, чтобы как можно больше пар молодоженов успели связать себя узами брака в эту памятную дата. Примечательно, что разводы 8 июля не рассматривают. И это особый символизм праздника. С каждым годом День семьи любви и верности становится все более популярным и узнаваемым праздником в современной России. Жизнь со времен Петра и Февронии, естественно, изменилась до неузнаваемости. Но остались и вечные ценности, к которым относятся любовь и семья, и которые для любого нормального человека являются главным смыслом жизни.
В числе традиций Дня семьи, любви и верности, появившихся уже в современной России, можно назвать плетение венков из ромашек и вручение букетов этих цветов. Также многие ЗАГСы, особенно в Муроме, продлевают часы работы 8 июля, поскольку часто люди хотят заключить брак именно в этот день. Стоит отметить, что по православной традиции в день памяти Петра и Февронии таинство брака не совершается, поскольку он приходится на Петров пост. В связи с этим Священный синод Русской православной церкви 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, состоявшемся в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 19 сентября по григорианскому календарю.
Прежде всего, необходимо пояснить связь нового праздника с прошлым, с исторической традицией. В официальной истории праздника она описывается не только как непрерывная, но и как монолитная [17], а на самом деле имеет череду довольно глубоких разрывов и содержательных изменений. Как отмечает М. Б. Плюханова, культ Петра и Февронии «не возник из пустоты, но в этом случае, как и во многих других, у нас нет средств, чтобы восстановить, каким он был, прежде чем получил ту форму, которая доступна нашему наблюдению. В известной нам форме этот культ появляется в середине XVI века» [11, с. 206]. Согласно исследованию М. Б. Плюхановой, скрупулезно проанализировавшей источники и исследовательскую традицию, в которой принимались различные версии предыстории культа, фольклорные корни истории о Петре и Февронии сомни- тельны, история почитания до XVI в. не ясна.
И хотя в тексте жития сочетаются мотивы, взятые из самых разных жанров – фольклора, эпоса, агиографии, новеллы, волшебной сказки [5, 9, 11, 12], однако, это житие «по отношению к фольклорным и житийным традициям представляет собой чрезвычайно странное образование: житийный по семантике мотив змееборчества введен здесь в эпический, по ряду формальных свойств, контекст и присоединен к сказочному по составу и последовательности мотивов повествованию о мудрой деве. Это образование невозможно ни в какой из традиций в отдельности – ни в житийной, ни в сказочной, ни в эпи- ческой – и, очевидно, искусственное» [11, с. 205]. История брачного союза – литературное про- изведение, богословско-дидактическая поэма [11, с. 217], отличающаяся выраженным авторским началом: «житие не является естественным порождением органических процессов в словесности и идеологии. Вероятно, более чем какой-либо другой памятник эпохи, оно обусловлено индивидуальной волей, устремлениями лица или группы лиц» [11, с. 206]. Речь идет о Ермолае Еразме и о круге митрополита Макария, с которым связаны многие новаторские для своего времени произведения, как литературные, так и иконописные. Создавалось эта богословско-дидактическая поэма для царя и была поднесена царю вместе с другими произведениями Ермолая-Еразма («Поучением царю», «Повестью об епископе Василии» и «Молением царю») [5, с. 77]. Согласно исследованию Плюхановой, культ Петра и Февронии является «фактом религиозно-исторической жизни и книжности того времени» [11, с. 207]. Основной задачей повести было изложение на языке притч, символов и образов богословского теократического идеала: «Особенность “Жития Петра и Февронии” в русской житийной словесности заключается не только в использовании фольклорных элементов, но и, прежде всего, в богословской обобщенности его содержания: “Житие” прославляет не просто двух святых заступников, а два начала, на которых стоит хри- стианский мир и из которых должна составляться христианская власть – Змееборчество и Премудрость» [11, с. 231]. Суть здесь не в брачном союзе, не в любви и верности супругов, а в эсхатологической концепции православного царства и миссии царя.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ