Современное состояние и перспективы участия Польши в интеграционных процессах в рамках ЕС

Цели и задачи

Цель курсовой работы заключается в исследовании роли Польши в европейских интеграционных процессах.

Введение и актуальность


Польша продолжит сотрудничество со странами Балтии, Скандинавскими странами и Румынией для укрепления восточного фланга Европы в рамках Балтийской полицейской миссии и за счёт усиления передового присутствия НАТО. Также планируется расширять военно-техническое сотрудничество, продолжать польско-литовско-украинское военное сотрудничество в составе объединённой бригады, содействовать реализации мер, направленных на вхождение Швеции и Финляндии в НАТО.
Флагманским проектом для Польши является формирование основной системы транспортного коридора TEN-Т Балтика – Адриатика, соединяющего морские порты Польши с портами на побережье Адриатического моря, а также создание вдоль данного коридора газотранспортной системы «Север – Юг», альтернативной действующей российской газотранспортной системе, что, по мнению Польши, будет способствовать повышению энергетической безопасности стран региона и усилит сотрудничество между странами Балтии, карпатскими странами, странами Вишеградской группы, Болгарии, Румынии, Хорватии и Южной Европы.
Страны «Восточного партнёрства» занимают особое место в геостратегии Польши. Она поддерживает реформы в странах «Восточного партнёрства» и выступает за их более тесные связи с ЕС и НАТО.
Отправной точкой для этих действий являются принципы свободы, демократии, рыночной экономики и открытой перспективы интеграции с евро-атлантическими институтами, которые их воплощают.
Взаимодействие в рамках «Восточного партнёрства» осуществляется в условиях жёсткой конкуренции с Россией, преследующей собственные интересы и провоцирующей, по мнению Варшавы, возникновение новых конфликтов в регионе.
Согласно польским взглядам, эти страны находятся под постоянным давлением России, которая подрывает стабильность и последовательно стремится ограничить их суверенное право идти своим путём.
Польша считает, что восточноевропейские страны уже сталкиваются с экономическим и социальным застоем, исчерпав постсоветскую модель развития, основанную на эксплуатации сырья, а также материальных активов, относящихся к советской эпохе.
Согласно документу Польша будет активно поощрять консолидацию стран Восточной Европы, особенно тех, которые охвачены инициативой ЕС «Восточное партнёрство», решительно поддерживать проевропейские и трансатлантические реформы в этих странах и помогать им в реализации мер по модернизации в соответствии с европейской моделью развития.
В Стратегии говорится о стремлении Варшавы поддерживать «политику открытых дверей» НАТО и Европейского союза, укреплять сотрудничество в области безопасности со странами Восточной Европы, особенно с Украиной и Белоруссией, усиливать их устойчивость к кризисам, а также внутренним и внешним угрозам.
Положения текста свидетельствуют о том, что Польша поддерживает миграционный приток высококвалифицированных рабочих из стран «Восточного партнёрства». Она будет осуществлять гибкую визовую политику и приграничное сотрудничество, продолжит популяризацию польского языка и защиту своего культурного наследия в этих странах.
При реализации внешней политики Польша исходит из того, что мировое сообщество неверно оценивает её «вклад» в победу над нацистской Германией и коммунизмом, а также потери, понесённые Поль шей от этих двух тоталитарных режимов.
«В прошлом Польша заплатила огромную историческую цену из-за конкурирующих амбиций сверхдержав. В эпоху зарождающегося геополитического соперничества и попыток воссоздания «концерта держав» польский опыт имеет универсальное значение. Опровержение ложного, но широко распространённого аргумента о том, что Польша, по крайней мере пассивно, несёт ответственность за холокост, является ключевой задачей для польской внешней политики. В этой связи Польша будет подчёркивать, что холокоста не случилось бы, если бы польское государство не было разделено германским Третьим рейхом и Советским Союзом» [5].
Для Варшавы Москва является агрессором на Украине и в Грузии, поддерживающим сепаратистские движения в Донбассе, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, игнорирующим основополагающие принципы международного права, такие как территориальная целостность, нерушимость границ и отказ от применения силы.
Внешняя политика России определяется Польшей как ревизионистская, направленная на дестабилизацию как восточного, так и южного регионов Евросоюза, подрывающая архитектуру безопасности в Европе и представляющая угрозу национальной безопасности Польши.
Польша исходит из того, что восточноевропейские страны находятся под постоянным давлением России, выступающей против проевропейских реформ в странах «Восточного партнёрства» и использующей против них военно-экономический шантаж. По мнению поляков, Россия стремится превратить СНГ в буферную зону, не может предложить своим соседям какие-либо политические и (или) экономические блага, стремится восполнить этот недостаток, распространяя дезинформацию, применяя более или менее явное политическое и экономическое давление, занимаясь коррупцией, разжигая межэтнические конфликты и возрождая исторические споры между народами, которые когда-то ею управлялись.
С польской точки зрения, долгосрочная стабильность на постсоветском пространстве может быть обеспечена только в том случае, если страны региона проведут тщательные реформы и осуществят меры по модернизации, которые будут соответствовать европейской модели развития. Это одна из причин, почему Польша решительно поддерживает проевропейские и трансатлантические реформы в странах Восточной Европы.
Военное вмешательство России в Сирии интерпретируется как косвенная война с Западом, с одной стороны, а с другой – как проявление готовности России заставить международное сообщество принять свою политику свершившегося факта, проводимую с позиции силы.
Польша поддерживает введённые в отношении России санкции, считает, что это решение было глубоко обосновано политическими и этическими соображениями и международным правом.
Между Россией и Польшей в районе Калининградской области существует общая государственная граница. По мнению Варшавы, размещение подразделений вооружённых сил России на территории Калининградской области представляет угрозу польской безопасности.
Особенно поляков настораживают планы по развёртыванию в непосредственной близости от границы ракетных систем, способных доставлять тактическое ядерное оружие.
Изоляция России не является целью политики Польши, а формирование отношений с Россией должно осуществляться на основе взаимности, прозрачности и уважения суверенитета соседних стран.
Но при этом Варшава будет поддерживать отношения между НАТО и Россией, основанные на принципе 3D (в переводе с англ. – оборона, сдерживание, диалог), позволяющем донести свою позицию и заставить Рос сию осознать невыгодность, по мнению Польши, продолжения агрессивной политики, а не отвлекать внимание от чувствительных вопросов решением текущих дел.

Заключение и вывод

Современное развитие глобальной экономики, усиление глобализации капитала способствуют переходу потребностей с национального на планетарный уровень видения. Одним из определяющих факторов данного процесса является интеграция. Современный этап развития мировой экономики все более отражает влияние интеграции, которая является главной предпосылкой усиления глобализации, с одной стороны, и результатом её проявления и главным трендом современного мирового хозяйства – с другой. Чрезвычайная сложность и многоаспектность интеграционных процессов в современной экономике, их динамичность, а также целый комплекс противоречий требуют постоянных совершенствований существующих теорий, так как последние должны быть сформированы на основе современного практического опыта.
Оценка современных тенденций, анализ крупнейших и наиболее экономически развитых интеграционных форм, их мутация под воздействием различных аспектов требуют более глубокого исследования интеграционных процессов с целью определения наиболее благоприятных направлений с учетом существующего опыта и современных тенденций, что и обусловливает постановку проблемы и актуальность темы исследования
Республика Польша является одним из приграничных с Российской Федерацией государств, взаимодействие с которым осуществляется в сложных условиях международной обстановки. По заявлению российского министра иностранных дел С. В. Лаврова, Россия готова к самому тесному, взаимовыгодному и прагматичному сотрудничеству с Польшей. Однако Россия отнесена Польшей к категории врагов. В этой стране сознательно, последовательно и масштабно насаждается русофобия в качестве национальной идеи. Польша в НАТО и Евросоюзе противодействует любым предложениям о более реалистичном взгляде на отношения с Россией [1].
В ближайшей перспективе Польша будет осуществлять своё развитие в рамках Европейского союза, несмотря на наличие некоторых противоречий с его политикой.
Приоритетом в обеспечении безопасности для Польши будет являться членство в НАТО и сотрудничество с США, поэтому она продолжит внешнеполитическую деятельность по укреплению восточного фланга НАТО и ЕС в ущерб интересам и безопасности России.
Польша рассматривает Россию в качестве долговременной угрозы своей безопасности и намерена ей противодействовать в рамках союзов с ЕС, НАТО и США.
Геополитическое пространство стран «Восточного партнёрства» выступает площадкой для конфликтного взаимодействия Польши с Россией, и поэтому Варшава будет пытаться проводить политику, направленную на расширение своего влияния на эти страны путём вовлечения их в сотрудничество с ЕС и НАТО.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ