современное состояние и перспективы развития сферы культуры

Цели и задачи

Цель курсовой работы – выявить тенденции развития, проблемы в сферах культуры, а также их предпосылки.

Введение и актуальность


Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры представляется целесообразным в контексте национальных традиций государственного управления. Это обеспечивает отрасли лучшее финансирование, а также - определенное равенство с другими отраслями в государственном механизме и дает свободу инициативы. Существование Министерства необходимо, поскольку государственный сектор в культуре сохраняет свою важность, существует значительное число учреждений культуры, находящихся под государственным управлением, а финансирование из внебюджетных источников только формируется.
В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления становится социальное регулирование. Оно необходимо, прежде всего потому, что именно государство по Конституции приняло на себя роль гаранта в обеспечении принципа доступности для своих граждан источников удовлетворения культурных потребностей.
Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе недостаточно – культурную деятельность необходимо еще и стимулировать. Мировое сообщество осознало, что «культурное развитие должно в возрастающей мере стать заботой и долгом современного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах общественного развития».
Существуют два способа государственного финансирования культуры – прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В соответствии со ст.45 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», государство гарантирует создание условий для сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования.
В целях создания системы гарантированного государственного финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предусмотрено, что на эти цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.
Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирования бюджетов.Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет показала, что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым осуществляется реальное финансирование.
Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевидно, хотя глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки всему, сохранился, а в некоторых отношениях и возрос.
Современные тенденции развития отрасли культуры в России сопряжены с многочисленными проблемами, часть из которых вызвана несовершенством существующей нормативно-правовой базы. Между тем, сбалансированное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере культуры, потенциально является гарантом создания необходимых условий для эффективного культурного развития общества.
В настоящее время проблема заключается в отсутствии целостного или единого правового механизма, в котором бы все нормативные элементы не противоречили друг другу, а были согласованными, способствующими более эффективной и плодотворной работе учреждений культуры, деятельности творческих людей. Таким правовым ядром в культурной среде является основной закон о культуре, координирующий цели, принципы и приоритеты государственной культурной политики. На сегодняшний день это Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Вместе с тем, явно его несоответствие современным социокультурным, правовым и экономико-политическим условиям.
Правоотношения в сфере культуры приходят в противоречие с многочисленными российскими законами, а периодически вносимые поправки в «Основы законодательства о культуре» сделали этот правовой акт совокупностью разрозненных статей.
Кроме того, стоит отметить и отсутствие некоторых правовых норм, которые бы закрепляли те или иные культурные процессы, практики и новые формы взаимодействий (в частности, касающиеся художественного образования, различного рода партнерств в сфере культуры), и неурегулированную ситуацию со статусом творческих профессий, и проблемы, связанные с разграничением полномочий федеральных и региональных органов власти.
Между тем, существует потребность в своевременном определении ведущих целей государственной культурной политики, в создании единого понятийного пространства, четко структурированной системы финансирования, сохранения и стратегического использования объектов культурного наследия, повышения эффективности института меценатства и благотворительности. В частности, одна из острых проблем в нормативно-правовом пространстве культуры связана с ведомственной разобщенностью: например, процесс образования в области культуры является местом пересечения интересов между министерствами культуры и образования.
Не менее острыми являются и противоречия в законодательстве, которое регламентирует процессы реализации авторских прав, которые во многом не согласуются с основными принципами библиотечной и музейной деятельности.
Разнообразие правовых проблем поражает. В частности, правовые нормы в индустрии культуры на современном этапе действуют таким образом, что, например, уменьшают степень государственной поддержки кинематографии, поскольку поступающие от государства бюджетные средства в соответствующие фонды облагаются налогом.
Важно также подчеркнуть и то, что создавая те или иные нормативно-правовые акты, законодатель не всегда учитывает специфику культурной деятельности. В итоге «пробел» в нормативно-правовой сфере культурной политики России становится причиной стагнации позитивных факторов в развитии российской культуры. Данный факт обуславливает необходимость реформирования нормативно-правовой базы в отрасли культуры.

Заключение и вывод


Сфера культуры и искусства – это сфера не материального, а, прежде всего, духовного производства. Ее продукты удовлетворяют не материальные, а интеллектуальные, эстетические и духовные потребности людей. Сферу культуры с точки зрения ее экономической интерпретации можно рассматривать в двух аспектах. Первый из них представляет собой деятельность в ее рамках, направленную на создание определенного продукта – картин, музыки, спектаклей, фильмов и т.д., который может продаваться и покупаться, т.е. выступать в качестве товара. Второй аспект состоит в определенном влиянии потребления этих продуктов на нравственный и духовный облик человека, на формирование у него позитивного отношения к окружающему миру, позитивного поведения в обществе в целом и в процессе хозяйственной деятельности, в частности. К сфере культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности: культурно-просветительская, театрально-концертная, цирковая, историко-архивная деятельности, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, библиотечное и музейное дело, кино-видеопроизводство, охрана и реставрация памятников истории и культуры, радио и телевидение, краеведение. На устойчивость развития предприятий сферы культуры оказывают влияние многие факторы как внешней среды (экономическая, финансово-кредитная, налоговая политика государства, состояние рынка и др.), так и внутренней (структура финансовых ресурсов предприятия, эффективность процессов снабжения, сбыта, уровень конкурентоспособности и др.). Не маловажное значение играет и государственная поддержка предприятий сферы культуры.
Большинство западных исследователей признают огромный потенциал российской культуры. Поэтому выход из кризиса они видят в первую очередь в опоре на «доморощенную культуру», а не в имитации ещё какой-либо «системы», обломками которых завален современный мир.
Для этого необходима научно обоснованная концепция развития культуры и соответствующая программа практических действий. Ни того ни другого пока нет. В культуре вызревает тенденция опереться на какую-то сильную руку, идёт бездумное навязывание чужеродных для российской культуры элементов. Отсюда высокая степень конфликтности общества, отсутствие единства в политической элите.
Негативное влияние на степень развития культуры оказывает и тотальная коммерциализация. Она опасна для общества. Многие культурные ценности могут оказаться «не по карману» значительной части населения. А то, что доступно, не всегда способствует возвышению, обогащению личности. Многое ещё воспринимается некритично, т.к. нет всеобщей тяги к овладению глубокими научными знаниями. Коммерциализация вытесняет в среде работников культуры просветительскую парадигму культуры. Это опасно. Если мы обратимся к истории культуры, то увидим: просветительская парадигма в ней была всегда, это был элемент воспроизводства культуры.
У российского общества, несмотря на большие проблемы, есть огромный культурный потенциал, который, по мнению крупных учёных, не востребован из-за амбиций политиков и государственных деятелей, из-за неумения или нежелания использовать его во благо общества.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ