Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

Цели и задачи

цель этой курсовой работы.

Введение и актуальность


Многие исследователи указывают на то, что в структуре речевого дефекта при дизартрии ведущим является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц периферического речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов). При этом характер нарушения звукопро-изношения характеризуется как полиморфный[1].
Недостатки звукопроизносительной стороны речи у детей со стёртой дизартрией выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и в пропусках. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Кроме того, для дизартриков характерно упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые - взрывными, звонкие - глухими, шипящие -свистящими, твердые - мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.
У детей резко снижена интонационно-выразительная окраска речи, может наблюдаться назальный оттенок в речи. При этом тембр голоса тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка: у детей с преобладанием процесса торможения тембр низкий, голос тихий или приглушенный, смодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения тембр высокий, голос громкий, крикливый, срывающийся на фальцет. У некоторых из них ослаблен речевой выдох, и дошкольники говорят на вдохе. Речь приобретает захлёбывающийся характер[9].
Ещё одной характерной чертой стёртой дизартрии является нарушение темпа речи: у одних детей он ускоренный, у других - замедленный. По данным О.А. Токаревой, и в том, и в другом случае значительно изменяется длительность звучания согласного и гласного внутри слога. При быстром темпе гласные могут полностью исчезнуть, а при замедленном происходит удлинение слога за счет растягивания гласного. Все это так или иначе сказывается на общем звучании речи, которая становится либо излишне торопливой, либо неестественно растянутой [5].
Главная особенность нарушений звукопроизносительной стороны речи при стёртой дизартрии заключается в том, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. При этом недостаточность артикуляционной моторики не только затрудняет формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывает нарушения фонематического восприятия, что вызывает у ребёнка трудности звукового анализа слов и искажения звуко-слоговой структуры слова.
По мнению Л.В. Лопатиной, наиболее сложной оказывается возможность одновременного выполнения движений артикуляционными органами и частями тела. В большинстве случаев совершаются быстрые, беспорядочные движения языком, которые часто заменяются движениями головы вперёд, отмечается нарушение координации с выпадением отдельных звеньев движений. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений [4].
И.Б. Карелина пишет: «Стёртая дизартрия по своим проявлениям очень близка к сложной дислалии. При обеих формах речевой патологии чаще страдают отдельные группы звуков (сенсорные, шипящие, свистящие). Остальные при изолированном произнесении звучат четко, но в спонтанной речи отмечается смазанность, назализация, палатализация, ускоренный/замедленный темп речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, им не хватает выдоха на полную фразу. Голос у детей слабый, тихий, хриплый. Нарушение звукопроизношения у таких детей может сочетаться с различными уровнями речевого недоразвития» [3].
Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений фонетического строя у детей со стёртой дизартрией.
Таким образом, в структуре дефекта при стёртой дизартрии ведущими являются следующие проявления речевой и неречевой симптоматики: нарушение звукопроизношения, несформированность мелодико-интонационной и темпо-ритмической сторон речи, недостатки артикуляционной, мелкой и общей моторики. Анализ результатов эксперимента показал, что у детей со стёртой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Заключение и вывод


Таким образом, проведение качественной дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста необходимо с целью постановки грамотного логопедического заключения.
Изучив основные положения дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии в отечественной логопедии, можно сделать следующие выводы:
1. стертая дизартрия и дислалия очень схожи по внешним проявлениям, но причины возникновения данных речевых нарушений, а также их механизмы различаются.
Так, при обследовании детей со стертой дизартрией в отличие от детей с дислалией, у первых обнаруживаются неблагоприятные факторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе; речевой дефект связан не только с неправильным произношением отдельных звуков или групп, но и с нарушением просодической стороны речи и лексико-грамматического строя речи. При этом фонетические нарушения у детей со стертой дизартрией находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции;
2. при стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт;
3. в отличие от дислалии, при стертой дизартрии процесс автоматизации звуков затруднен и растянут во времени, а также необходимо проведение специальной комплексной коррекционной работы, которая включает массаж, ЛФК, специальную артикуляционную гимнастику, массаж артикуляционного аппарата, работу над речевым дыханием, над развитием голоса, обучение выразительности, интонированию, правильному логопедическому ударению.
Таким образом, проведение комплексного обследования, учет анамнестических сведений, обстоятельств раннего развития детей, обследование особенностей фонационного дыхания и просодических компонентов в процессе спонтанной организованной или неорганизованной речи, учет психологических особенностей личности каждого ребенка, событий, происходящих в его семье, а также комплексный подход к оценке параметров дифференциальной диагностики позволят логопедам вывести логопедическое заключение, соответствующее структуре речевой недостаточности, а значит разработать эффективные индивидуальные программы логопедической коррекции стертой дизартрии и дислалии у старших дошкольников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ