Совершенствование системы государственного управления инновационными проектами (на примере субъекта РФ).

Цели и задачи

Цель исследования - разработка рекомендации по совершенствованию системы государственного управления инновационными проектами РФ.

Введение и актуальность


В структуре затрат на научные исследования и разработки по источникам финансирования в нашей стране преобладают средства государства - 400 235,7 млн. руб. или 65,6 %, в то время как в США государство финансирует 31,3 %, в Японии - 17,2 %, в Китае - 24 % от всех затрат. Превышение доли государства в расходах на НИОКР свидетельствует о слабой инновационной активности бизнеса и недостаточной развитости инновационной инфраструктуры внутри государства. Кроме того, в структуре внутренних текущих затрат преобладают расходы на разработки - 61,3 %, тогда как на прикладные и фундаментальные исследования расходуется в три раза меньше средств, 19,9 % и 18,8 % соответственно [рассчитано по 12, с. 505]. Это говорит о том, что, во-первых, отечественные инвесторы не располагают достаточным объёмом средств; во-вторых, инновационный проект - это рисковый проект, а его осуществление в стране с высокими политическими рисками и очень нестабильной бизнес-средой заставляет инвестора задуматься о высокой вероятности негативных для него последствий.
На территории страны были созданы специальные государственные институты развития инновационной деятельности и поддержки инновационного предпринимательства. С 1991 года существует ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (РФТР). РФТР - это государственный институт по финансированиюприкладных научнотехнических проектов, направленных на создание высокотехнологичных производств. В 2007 г. на основании Федерального закона была создана государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». Корпорация создана для реализации государственной политики в области нанотехнологий, сейчас это ОАО «РОСНАНО». Она осуществляет софинансирование различных социально и экономически значимых проектов. В 2006 году по распоряжению Правительства РФ было создано ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). РВК - это государственный фонд и институт развития РФ. В 2010 году Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий - Фонд «Сколково».
На данный момент в Российской Федерации насчитывается 60 компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития. К таким компаниям относятся: ГК «Росатом», ГК «Ростехнологии, ОАО «Русгидро, ОАО «Газпром», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», ОАО «Ростелеком» и т.д.
Из косвенных методов государственного финансирования инноваций применяются налоговые льготы. Российское законодательство предусматривает две группы налоговых льгот, применяемых в Российской Федерации к инновационным организациям. К первой группе относятся стандартные налоговые льготы, т.е. налоговые льготы, которые применяются ко всем инновационным организациям. Ко второй группе относятся налоговые льготы, предоставляемые резидентам техниковнедренческой особой экономической зоны (ТВОЭЗ).
Однако важно проанализировать результативность институциональных изменений и вложений.
В условиях глобализации и интернационализации мирового хозяйства также важно рассмотреть показатель высокотехнологичный экспорт. По данным Всемирного банка величина этого показателя в 2000 году составляла 3 908 млн. долл. или 16,1 % от всего экспорта страны, а в 2011 5 443,8 млн. долл. или 8 % от всего экспорта страны.
Таким образом, деятельность государственных институтов, призванных активизировать инновационную деятельность в России, пока не принесла значительных результатов.
Прежде всего, институты инновационной политики не формировались «снизу», а проводились по инициативе государства и не воспринимались предпринимателями, которые продолжают жить в сырьевой экономике и не заинтересованы в создании инноваций. Стратегия бизнес-элиты - не упустить выгоду, продолжать эксплуатировать природные ресурсы. Они не озабочены покупкой и внедрением новых технологий, потому что конкуренция идет не за потребителя, а за доступ к ресурсам. В экономике господствуют частные и государственные монополии.
К тому же, макроэкономическая политика, несмотря на официальные заявления, не гарантирует выгодность производственной деятельности и хороший инвестиционный климат. Всемирный банк оценивает условия ведения бизнеса в России как неблагоприятные. Российская Федерация находится на 92 месте в рейтинге из 189. Отсутствие господства законов и подчинение им всех слоев общества, зависимость судов от властей, отсутствие реальных гарантий прав частной собственности, бюрократизм и коррупция, монополизм и высокий уровень инфляции определяют такой неблагоприятный инвестиционный климат.
Немаловажную роль в трудностях осуществления инновационной политики играет консервативное российское общество. Сложилась институциональная ловушка - существующее положение дел мало кого удовлетворяет, но и перемены многим не выгодны.
Отсутствие ожидаемых результатов объясняется также и тем, что компенсация государством провалов рынка приводит к провалам государства. Формирование государственных программ, институтов, элементов инфраструктуры в большинстве случаев преследует цель получить дополнительные бюджетные ассигнования. При создании институтов развития инновационной сферы не используются рыночные подходы, не разрабатываются бизнес- проекты, не просчитывается эффективность. Бенефициарами средств государственных программ в основном становятся крупные государственные монополии и в меньшей мере малый инновационный бизнес (доля инновационно активных малых предприятий составляла 5,1 %)
Таким образом из вышеизложенного следует, что действующие мероприятия инновационной политики не привели к созданию «общества инноваций», в котором инновационное поведение - это жизненная необходимость. Направления дальнейшего исследования связаны с изучением применения косвенных методов государственной политики, улучшения конкурентной среды, формирования благоприятного инвестиционного климата, повышения цивилизованности общества и его ответственности перед будущими поколениями, формирования независимых институтов гражданского общества для выявления и информирования жителей страны о провалах государства.
2.2. Мировой опыт государственной поддержки инновационных проектов

Заключение и вывод

Значение инновационной деятельности предприятий для развития экономики трудно переоценить. В современном мире показатели масштаба инновационной деятельности все в большей степени становятся приоритетными при определении экономического уровня государства. Выделяют, в частности, такие показатели масштаба инновационной деятельности, как объемы производств и экспорта наукоемкой продукции, объемы и источники финансирования биотехнологий в стране, количество инновационно активных предприятий, научно-технических работников, удельные расходы в расчете на одного такого работника и тому подобное.
Современные биотехнологии - ключевое направление технологического развития, которое создает принципиально новые условия для достижения инновационных сдвигов в экономике. Биотехнологии позволяют качественно и количественно изменить современное производство, значительно расширяя его пределу. Они гарантируют достижение еколого-виробничого и социально-экономического эффекта при применении, что позволяет существенно повысить качество жизни населения. Методологические достижения и практический опыт зарубежных стран предоставляют РФ возможность избрать:
обоснованные законодательные прерогативы функционирования биотехнологической отрасли;
организационные формы биотехнологических производств, эффективность которых проверена порою;
средства финансово-экономического влияния на производственный сектор применения биотехнологий;
превалирующие мероприятия государственной регуляторной политики, которые будут определять перспективы развития биоиндустрии в стране.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ