Социальное обеспечение семей с детьми:современное состояние и направления развития

Цели и задачи

Цель работы заключается в комплексном анализе российской системы социального обеспечения семьей с детьми, а также разработка предложений, направленных на совершенствование законодательства.

Введение и актуальность


Необходимо отметить, что указанными выше видами пособий не исчерпываются формы материальной поддержки граждан, имеющих детей. Иные формы материальной поддержки граждан, имеющих детей, предусмотрены как на федеральном уровне, так и субъектами РФ в зависимости от их финансовых возможностей. В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться в том числе с имеющимися у него на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями. На необходимость учёта имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи родителям по содержанию детей указывает и Конвенция о правах ребёнка.
Государственная поддержка материнства и детства не ограничивается системой государственных пособий гражданам, имеющим детей, а носит комплексный характер и включает права, льготы и иные социальные меры, в том числе предусмотренные законодательством РФ о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, целью которых является облегчение положения нуждающихся семей и обеспечение для них прожиточного минимума. Использование же тех или иных систем правового регулирования по оказанию государственной поддержки семьи, материнства и детства в качестве приоритетных в рамках единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения является прерогативой законодателя. Так, например, в ст. 17.3 Закона №81 отмечено, что органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов. Так, Закон Калининградской области от 14 января 2005 года №487 “О пособиях гражданам, имеющим детей” предусматривает виды региональных пособий гражданам, имеющим детей: единовременное пособие при рождении ребёнка (1 ребёнка – 3500 руб., 2 ребёнка – 7 тыс. рублей, 3 ребёнка и последующих детей – 10 тыс. руб.); ежемесячное пособие на ребёнка-инвалида (1 тыс. руб.); ежемесячное пособие многодетной семье (на 3 и 4 ребёнка - по 500 руб. на каждого, на 5 и 6 ребёнка – по 1 тыс. руб., на 7 ребёнка – 1500 руб.; на 8 ребёнка – 2 тыс. руб.; на 9 ребёнка и последующих детей – по 2500 руб.).
Таким образом, государственные пособия гражданам, имеющим детей – это выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Заключение и вывод

В результате проведённого исследования, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определённых категорий граждан в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными. Семьи с детьми сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых они не могут разрешить без помощи государства. Проблемы выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства. Развитие всех сфер жизни общества с необходимостью затрагивает и законодательство, в том числе ту его часть, которая регулирует отношения по социальному обеспечению семей, имеющих детей.
Итоги проведённого в работе исследования нормативной правовой базы, анализа российского законодательства и комплекса мер в области государственной поддержки семей с детьми позволяют сделать следующие выводы.
Главной проблемой современного состояния законодательной базы в данной сфере является определённый разрыв между прогрессивными концептуальными подходами, провозглашёнными в российских законах целям, приоритетам, принципами государственной поддержки семей и реальными размерами помощи. Это придаёт законодательству отчасти декларативный характер и снижает доверие семей к государству. Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат и других видов выплат федерального уровня устанавливаются в форме твёрдых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки.
Общей проблемой законодательного регулирования государственной поддержки семей, имеющих детей, является привязка большинства форм поддержки к доходам семьей, точнее – к прожиточному минимуму. Наличие теневой экономики зачастую не позволяет реально оценивать доходы семей и выявлять действительно нуждающиеся семьи с детьми. Решение данной проблемы лежит вне возможностей отрасли социального обеспечения. Недостаточная надёжность установленных законодательством источников финансированиям и их ограниченность для большинства видов поддержки семей с детьми. Законодательная и нормативная база действующей системы социальных мер социальной поддержки представляет собой огромный массив законодательных актов с многочисленными поправками, не всегда чётко описывающих порядок предоставления социальных выплат и других форм социальной поддержки. Не все семьи, имеющие право на поддержку, получают её из-за недостаточной информированности семей, либо недоступности (отсутствия) учреждений, призванных оказывать помощь.
Одним из основных недостатков современного законодательства является отсутствие чёткого механизма привлечения к ответственности за невыполнение положений законов. Необходима систематизация законодательства, отмена декларативных и противоречащих друг другу норм, надёжные финансовые и организационные механизмы реализации. Законодательство о социальном обеспечении семей, имеющих детей, остро нуждается в упорядочении. Всесторонний учёт интересов и потребностей семьи должен быть в основе коренного изменения действующей системы отраслевого законодательства, проводимого в рамках правовой реформы.
На современном этапе экономических реформ государство оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ