Следственный комитет Российской Федерации

То, что следственная власть существует и развивается динамично – спорить не приходится. Но она еще не выражена в облике следственных судей как во Франции, но уже не представлена в полномочиях прокуратуры. Полагаем, что в России необходимо создать некую идентичную национальную модель следственной власти, которая будет основываться на национальных традициях и способствовать реализации национальных интересов.
Законодатель, к сожалению, не дает нам ответа на вопрос отнесения СК к власти, так как согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 08.01.2019) «О Следственном комитете Российской Федерации», «Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства». Из данной интерпретации определения СК РФ невозможно однозначно сказать о принадлежности данного органа.
Если обратиться к подзаконным нормативным актам, то Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» регламентирует место федеральный министерств, агентств и служб, входящих в единую федеральную систему органов исполнительной власти. Можно сделать вывод, что такое управление, как комитет не входит в исполнительную ветвь.
Что касается отнесения следователя к судебной системе в Российской Федерации – это изречение на современном этапе реформирования неприемлемо и неправильно. Данное лицо не имеет широких полномочий в суде, так как смешанная форма уголовного производства России предполагает «инквизиционную» модель только на досудебном этапе, а уже в судебной стадии – состязательную.
Если же рассмотреть данный вопрос с другой стороны, то в ч. 3 ст. 1 Федерального закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» указано, Президент осуществляет руководство Следственным комитетом РФ. Из данной нормы можно предположить, что следственная власть в России – есть не что иное, как продление президентской власти.
Исследуя данный закон, считаем, что он противоречит Конституции РФ, так как согласно главе 4 Конституции РФ, у Президента нет полномочий по назначению или смещению руководства СК РФ. Следовательно, ссылаясь на ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, данный Федеральный Закон можно считать не имеющим законной силы.
В Конституции не указаны такие органы, которые могут быть полностью независимы как от исполнительной, так и от судебной ветвей власти. Так же, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 8 ФЗ от 28.12.2010г. № 403-ФЗ прописано, что сотрудники СК могут находиться на заседаниях законодательной и исполнительной властей всех уровней. Следовательно, можно подытожить, что на данном этапе реформирования системы следственного аппарата появляются проблемы силового вмешательства правоохранительного органа, подчиняющегося единолично Президенту, в деятельность публичной власти.
Таким образом, для того, чтоб следственная власть в Российской Федерации имела уверенную основу, необходимо отдать функцию легализации доказательств на стадии предварительного следствия исключительно следователю. Исключение от него данной роли приведет к тому, что следователь потеряет приоритетное положение в предварительном следствии, а в будущем – масштабное размытие его роли в уголовном процессе.
Также полагаем, что необходимо обеспечить принципиально исключительную процессуальную самостоятельность следователя. То есть, нужно устранить возможность вмешательства в процесс расследования преступления любых третьих лиц.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ