Систематизация законодательства

Цели и задачи

Целью работы является уточнение сущности систематизации законодательства.

Введение и актуальность


Принцип научности предполагает, во-первых, четкое планирование, подчинение процесса систематизации определенному плану, решение вопросов о направлениях и способах систематизации, выделении среди них основных, главных; во-вторых, использование в процессе систематизации знаний социально-экономической, политической и иной обстановки в стране; в-третьих, использование опыта правотворчества и систематизации законодательства.
Принцип всеохватности заключается в том, что систематизацией должна быть охвачена вся совокупность норм права и каждая имеющаяся норма права должна занять свое место в нормативном правовом акте, а нормативный правовой акт, в свою очередь, должен занять четко определенное положение среди других нормативных правовых актов.
Принцип единовременности процесса систематизации предполагает последующее включение в систему правовых актов вновь созданных нормативных правовых актов. Задачи систематизации должны решаться уже на стадии подготовки проектов правовых актов. В этот период должно быть определено место разрабатываемого проекта правового акта в системе законодательства, подготовлены и внесены вместе с проектом перечни нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу или изменению в связи с принятием нового правового акта. Единовременность процесса систематизации состоит в том, чтобы весь обновленный систематизированный массив правовых актов заработал одновременно.
Принцип нормативности предполагает, что предложения о признании утратившими силу полностью или частично выявленных в процессе систематизации правовых актов, противоречащих действующему законодательству; фактически утративших свое значение, но формально не отмененных; потерявших свое значение в связи с признанием утратившими силу либо отменой основных правовых актов, необходимо вносить в установленном порядке. Это, в свою очередь, означает, что принятие (издание) таких правовых актов может осуществляться только управомоченными субъектами права по основаниям, предусмотренным законодательством, с соблюдением установленной процедуры подготовки и принятия правовых актов.
Принцип системности (поэтапности) означает, что процесс систематизации законодательства, происходящий в рамках определенной системы (схемы), неизбежно разбивается на ряд этапов, различных по своим задачам, объему и протяженности по времени:
1) инвентаризацию и учет созданного нормативного массива;
2) ревизию законодательства;
3) разрешение вопроса о критериях отбора нормативного материала, в зависимости от целей систематизации; регистрацию отобранного нормативного материала в хронологической последовательности;
4) дифференциацию материала, т. е. освобождение от правовых актов временного значения и однократного действия; правовых актов о признании утратившими силу ранее принятых (изданных) правовых актов, если в них не устанавливается новых норм; правовых актов с определенными в них сроками действия, истекшими и не продленными; правовых актов, формально не отмененных, но фактически полностью утративших силу по различным основаниям; правовых актов персонального характера и др.;
5) внешнюю обработку нормативного материала, т. е. исключение из текста нормативного правового акта вводных и заключительных частей, не содержащих нормативных положений, и других положений, не имеющих нормативного характера; статей (пунктов) о признании нормативных правовых актов или отдельных их положений утратившими силу; статей (пунктов) временного, однократного действия и т. п.;
6) выявление противоречий, дублирования, пробелов и разработку в целях их устранения актов систематизации законодательства;
7) составление собраний (сводов) законодательства;
8) издание и поддержание в действующем состоянии собраний (сводов) законодательства.
Принцип профессионализма проявляется в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех этапах систематизации законодательства. Это должны быть профессионалы своего дела, обладающие специальными знаниями, широкой эрудицией, опытом правотворческой деятельности и систематизации законодательства. Квалификация и профессионализм специалистов, осуществляющих систематизацию, должны обеспечиваться государственной системой подготовки и усовершенствования кадров в сфере юриспруденции, научно-методическим обеспечением данного вида деятельности.
Таким образом, принципы систематизации — основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с кодификацией, инкорпорацией и консолидацией действующего законодательства.
Систематизация — родовое понятие, охватывающее всю деятельность по упорядочению правовых актов. В зависимости от целей и характера решаемых задач на разных этапах приоритетными могут быть различные виды систематизации, кодификация, инкорпорация, консолидация.
Систематизация законодательства находится в непосредственной взаимосвязи с правовой информатизацией, обнародованием нормативных правовых актов, их официальным опубликованием и вступлением в действие.
Систематизация законодательства создает предпосылки для правовой информатизации. Решаемая средствами систематизации задача повышения качества нормативных правовых актов благоприятствует информационному обмену, удовлетворению информационно-правовых потребностей участников правоотношений. Правовая информатизация должна осуществляться с учетом Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966.
Таким образом, систематизация законодательства по своему содержанию представляет собой многообразную, многоплановую деятельность, необходимую:
во-первых, для развития законодательства. Создание внутренне единой системы нормативных правовых актов является необходимым условием эффективности правотворческой деятельности;
во-вторых, для расчистки массива нормативных правовых актов, ревизии действующей правовой системы, ликвидации устаревших и неэффективных норм права;
в-третьих, для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, оперативного поиска необходимой правовой информации;
в-четвертых, для целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований.

Заключение и вывод


Первичным элементом системы законодательства является норма права. Вся законодательная структура выстраивается по вертикали (принцип субординации), а также по горизонтали (координация). Основу иерархии правовых актов составляет конституция (вертикальный вариант структуры).
Систематизация законодательства – деятельность по модернизации законодательства, созданию единой, согласованной системы между нормативно-правовыми государственными актами. Для того чтобы создать полноценную систему правовых актов, важно проводить систематический анализ и обработку существующих нормативных актов, группировать их по конкретной схеме. Только при соблюдении этих условий можно полноценного использовать первичный элемент системы законодательства, вести эффективную правотворческую деятельность. Такая деятельность позволит ликвидировать пробелы, противоречия в функционирующем законодательстве.
Анализируя понятие и элементы системы законодательства, отметим, что различные способы систематизации направлены на последующее развитие и совершенствование законодательства. Такие мероприятия обеспечивают удобство реализации права, позволяют находить нужные нормы в минимальные сроки.
При внутренней форме осуществляется обработка нормативных актов, что позволяет достигать единства норм права, удалять пробелы, коллизии. Внутренняя систематизация направлена на обработку нормативных документов, а также их подробную классификацию. В зависимости от субъекта выделяют: официальную систематизацию; неофициальную форму. Данный процесс способствует выявлению и устранению противоречия, несогласованности, пробелов правового регулирования. Так как первичным элементом системы законодательства является правовой акт, важно правовое воспитание граждан.
Существует несколько вариантов обобщения правовых сведений. Так как первичным элементом системы законодательства является статья закона, с помощью инкорпорации создают разнообразные сборники нормативных актов. Такой вариант систематизации позволяет располагать отдельные законы в алфавитном, хронологическом, ином порядке. Подобная деятельность позволяет вносить в первоначальный вариант текста правовых актов официальные изменения, дополнять их, исключать правовые нормы, которые были отменены. Кодификация допускает подготовку, а также принятие различных актов нового вида, в которых помещают не только прежние кодексы, но и новые предписания. Учитывая, что первичным элементом системы законодательства является правовой акт, можно проводить глубокую и всестороннюю переработку функционирующего законодательства, вносить в него новые существенные изменения. В ходе кодификации можно убирать тот нормативно-правовой материал, который устарел, формировать структуру кодифицированного акта с определенным содержанием.
Консолидация связана с подготовкой и принятием серьезных актов на основе объединения норм нескольких актов на основе отдельных документов правового характера. Целью данного процесса является удаление множества нормативных актов, получение крупного однородного блока в существующей законодательной структуре. Так как первичным элементом системы законодательства является нормативный акт, консолидация позволяет сделать его функциональным звеном единого комплекса. Консолидированные законы представляют собой те законодательные акты, которые суммируют множество законов, уже изданных по определенному предмету. Подобный вариант систематизации не предполагает их изменения, не стремится к объединению старых законодательных актов в единую логическую конструкцию.
Инкорпорация. Данная форма предусматривает объединение положений в сборник без внесения изменений в их содержание. При этом у каждого акта сохраняется самостоятельное правовое значение. Инкорпорация может осуществляться в соответствии с хронологическим (с учетом времени принятия положений), тематическим (с учетом темы) и прочими принципами. Эта систематизация нормативно-правовых актов считается самой простой. Инкорпорацию разделяют на неофициальную и официальную. К последней следует относить Собрание законодательства. К неофициальной инкорпорации относят сборники положений по правовым отраслям, которые издаются в учебных целях. На такие материалы ссылаться, например, при судебных разбирательствах нельзя.
Учет предполагает сбор предприятиями, государственными органами, учреждениями, фирмами и прочими организациями действующих правовых актов, их обработку и дальнейшее расположение в соответствии с определенной схемой, их хранение, выдачу справок по запросам заинтересованных органов, лиц, учреждений и прочих. Указанные организации осуществляют учет как для снабжения правовыми данными (в том числе и на коммерческой основе) отдельных лиц и других учреждений, так и для удовлетворения собственных нужд.
В соответствии с функциями органов и учреждений, учетная систематизация законодательства может включать различные правовые положения и документы. К ним, в частности, следует относить нормативные указы правительства и президента, постановления, международные договоры, разъяснения высшего суда и прочие.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ