Сакральная символика народного костюма, его атрибутов и украшений как средство воспитания

Цели и задачи

Цель исследования: определить педагогические условия изучения русского народного костюма в средней школе.

Введение и актуальность


У каждого человека с детства формируются различные качества, которые помогают учиться, работать, общаться друг с другом. Думается, для того, чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности. Народная культура – основа национальной культуры. Знакомство ребенка с достижениями общечеловеческой культуры открывает нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
Народная культура воплощена в доступных для учащихся средней школы формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. «Это красивый и выразительный мир, поэтому он интересен детям» [12, 59]. Кроме того, здесь привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи. Как представляется, подготовка и участие в праздниках, инсценировках не только способствует развитию личности ребенка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта общего образования», к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся их ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики (патриотизм, гуманизм, толерантность и пр.)
В связи с этим необходимо приобщать школьников к народному творчеству и одним из ключевых моментов в этом может стать изучение русского народного костюма. Данный вопрос целесообразно рассматривать в разных аспектах при изучении различных предметов: изобразительного искусства, технологии, литературы. Думается, что можно также предусмотреть внеурочные курсы по изучению народного творчества, где отдельной главой стоит выделить изучение народных костюмов, в том числе и русского народного костюма.
Существуют различные подходы к разработке рабочих программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Каждый педагог может взять за основу уже известные программы. Таковыми являются программы Б.M.Неменского, T.Я.Шпикаловой, B.C. Кузина и пр. Согласно программе Б.M. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» изучение народного костюма начинается c начальной школы, где дети знакомятся с народной культурой, бытом, костюмом, изображая орнаментальные мотивы, изучают цветовую гамму, сравнивают костюмы различных народов. Таким образов, уже в старших классах учащиеся углубленно изучают специфику народного костюма. «Закладывая знания, умения, навыки в младшем школьном возрасте, педагог способствует дальнейшему развитию полученных знаний и умений, а также ориентирует ребенка на духовно-нравственные ценности» [17, 41]. Следовательно, в средней школе закладываются основные знания и умения, которые на следующих ступенях образования ребенок развивает и совершенствует.
В своей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Шпикалова T.Я. основательно раскрывает народные традиции в костюме. На уроках изобразительного искусства дети рисуют обереги в русском народном костюме. А на уроках труда уже занимаются объемным конструированием кукол в народных костюмах. На наш взгляд, изобразительное искусство неотделимо от художественного труда. «Дети изучают народный костюм визуально, перенося изображение на плоскость» [15, 23]. И только после этого следует развитие практических навыков по созданию элементов, макетов костюма в материале.

Заключение и вывод

В результате настоящей курсовой работы мы пришли к заключению, что ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. И главная задача педагогов в условиях современной ситуации в обществе, государстве сохранить и укрепить духовно-нравственное отношение ребенка к миру. Существуют различные подходы к разработке рабочих программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Задача педагога составить программу, ориентированную на изучение народного костюма и традиций русского народа в данном классе с учетом особенностей классного коллектива. В общеобразовательной школе можно говорить о разноплановых показателях отношения ребенка к изобразительному искусству, в частности к изучению родной культуры. Как показало наше исследование, народная культура несет в себе огромный воспитательный потенциал. Особое место в ее арсенале занимает русский народный костюм, раскрывающийся как комплекс одежды, отражающий собой отношение человека к окружающему социальному и природному миру, к самому себе, к жизни.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ