Российско-швейцарские экономические отношения (1991-2017)

Цели и задачи

Цель исследования – проанализировать динамику и тенденции развития торгово-экономических отношений между Россией и Швейцарией.

Введение и актуальность


Как и большинство экономически развитых стран, Швейцария подписала соглашение о вступлении в ВТО в 1995 г., а будучи членом Европейской ассоциации свободной торговли, она вносит свой вклад в либерализацию рынка при помощи двусторонних соглашений о свободной торговлей с ЕС. Благодаря настойчиво проводимой в жизнь политике открытых рынков Швейцария является важной торговой и экономической площадкой – причем значимость данного направления абсолютна, так как на ней не сказываются скромные масштабы швейцарского рынка.

1.2. Особенности развития российско-швейцарских политико-экономических связей

В новейшей истории, дипломатические отношения России со Швейцарией были восстановлены непосредственно в 1946 г., а в 1991 г. Швейцария была одной из первых стран, официально признавших Российскую Федерацию как государство-правопреемника СССР. В целом, можно говорить о том, что до определенного момента (2014 г.) состояние российско-швейцарских отношений характеризуется положительной динамикой, возрастающей интенсивностью политического диалога на высшем и высоком уровнях.
Начало 2000-х гг. характеризовалось особой продуктивностью в двустороннем партнерстве, в частности, активизировались визиты глав правительств. Так, к примеру, в 2003 г. в Москву нанес первый официальный визит тогдашний президент Швейцарии Паскаль Купшен. В период 2007-2010 гг. состоялось несколько встреч Д. Медведева с руководством Швейцарии по вопросам проведения активной внешнеполитической деятельности и укреплению внешнеторговых контактов. С 1993 г. по линии внешне дипломатических ведомств активно проводились встречи министров иностранных дел, регулярные консультационные советы на уровне замминистров иностранных дел, руководителей департаментов МИД РФ и МИД Швейцарии.
В рамках сессии Всемирного экономического форума в Давосе 28 января 2009 г. прошла встреча Председателя Правительства России В.В. Путина с Президентом Швейцарии Х.-Р.Мерцем. 21-22 сентября 2009 г. состоялся первый в истории российско-швейцарских отношений государственный визит Президента России Д.А. Медведева в Швейцарию. Д.А. Медведев также встречался с Президентами Швейцарии П. Кушпеном (Эвиан, 8 октября 2008 г.), Д. Лойтхард (Сочи, 26 августа 2010 г.) и М. Кальми-Ре (Коломна, 13 июля 2011 г.; Горки, 30 октября 2011 г.). 15 июня 2011 г. в ходе рабочей поездки в Женеву переговоры с Президентом Швейцарии М. Кальми-Ре провел В.В. Путин.
В январе 2013 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе состоялась встреча Д.А. Медведева с Президентом Швейцарии У. Маурером. 7 мая 2014 г. Москву с рабочим визитом посетил Президент Швейцарии, Начальник Федерального департамента иностранных дел Д. Буркхальтер. Состоялись его встречи с В.В. Путиным и Министром иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым. 24 июня 2014 г. В.В. Путин встречался с Д. Буркхальтером в Вене «на полях» официального визита Президента России в Австрию. 15 июля 2016 г. «на полях» саммита АСЕМ в Улан-Баторе Председатель Правительства России Д.А. Медведев встретился с Президентом Швейцарии Й. Шнайдер-Амманом.
В настоящий момент между странами подписаны следующие двусторонние договоры:
– Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве (1994 г.);
– Межведомственная декларация о сотрудничестве в целях модернизации экономики (2011 г.);
– Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения (2011 г.);
– Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (2012 г.).
В июле 2009 г. с учетом поддержки ТПП России был сформирован Деловой совет по сотрудничеству с Швейцарией, основными целями которого являются: содействие развитию деловых контактов между российскими и швейцарскими предпринимателями, защита прав и интересов отечественного бизнеса в Швейцарии, упрочнение позиций российского бизнеса на рынке Швейцарии. С 2011 г. в Швейцарии начало действовать официальное представительство ТПП России. С момента вступления России в ВТО между странами были начаты переговоры о возможности создания зоны свободной торговли, которые были приостановлены в 2014 г. по политическим причинам.
Так, можно говорить о том, что имеется определенный прогресс и активизация российско-швейцарского сотрудничества в торгово-экономическом и политическом направлениях в начале XXI в., несмотря на мировую финансово-экономическую нестабильность и усиливающееся внешнеполитическое давление.

Заключение и вывод

Так, на основании проведенного исследования, можно говорить о том, что в целом Швейцария, относящаяся к числу наиболее высокоразвитых стран мира, сохраняет важность для России как поставщик высокотехнологичного оборудования, необходимого для модернизации различных отраслей российской экономики, а также как источник прямых иностранных инвестиций.
С учетом специализации швейцарской экономики и уровня инновационного развития страны, Швейцария выступает в качестве перспективного технологического партнера для России с точки зрения диверсификации российского экспорта, повышения в нем доли высокотехнологичной продукции.
Особое значение приобретает двустороннее сотрудничество со Швейцарией в научно-технической сфере, нацеленное на коммерциализацию совместных инновационных разработок и вывод их на рынок, включая рынки третьих стран. В этой связи одним из перспективных направлений сотрудничества со Швейцарией является промышленная и технологическая кооперация в областях, где Швейцария входит в число мировых лидеров. В частности, как показало исследование, у Швейцарии имеются значительные технологические наработки и перспективы для взаимной торговли с Россией в таких отраслях, как энергетическая эффективность, а также возобновляемая энергетика, фармацевтика и машиностроение.
Торгово-экономические отношения России со Швейцарией на протяжении последних трех лет развиваются в условиях действия ограничительных мер, принятых политическим руководством Швейцарией в отношении России в 2014 г. в связи с политической ситуацией и влиянием Запада. Безусловно, санкционные меры рационально привели к падению двустороннего товарооборота, сузив возможности для инвестиционного и технологического сотрудничества. Тем не менее, после значительного сокращения объемов двусторонней торговли, длящихся с начала 2014 г., в 2016 г. впервые был отмечен рост российского экспорта в Швейцарии, а швейцарский импорт продолжил снижение.
Безусловно, спад торгового оборота между странами существенен и произошел вследствие наложенных санкций со стороны Швейцарии, в отмене которых и заключается основной драйвер запуска нового роста товарооборота стран.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ