ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

По мнению большинства ученых, снижение интереса связано с тем, что деятельность школьника является репродуктивной, подражательной. То есть обучающиеся начальной школы проявляют интерес к тем задачам, где есть возможность инициативы и независимости. Основная цель учителей, работающих с младшим школьным возрастом, — формирование устойчивого образовательного и познавательного интереса не только к новым знаниям и образцам, но и к способам получения новых знаний. Целью работы по формированию мотивации учебной деятельности в этом возрасте является развитие устойчивого образовательного и познавательного интереса, который уже является неотъемлемым целым с необходимостью познания. Воспитание такого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу на следующий этап обучения[5, с.43].
Младший школьный возраст — это начало формирования мотивации для учебной деятельности, от которой во многом зависит будущее обучающегося в подростковом и старшем школьном возрасте. Начало обучения приводит к значительным изменениям в социальной ситуации развития ребенка. Ребенок становится «общественным» субъектом и начинает выполнять социально значимые обязанности, для реализации которых получает публичную оценку. Статус ребенка меняется как в обществе, так и в семье: он школьник, ответственный человек. Ведущей деятельностью для ученика младшей школы является учебная деятельность, которая определяет наиболее важные изменения, происходящие в развитии психики детей младшего школьного возраста.
Выготский Л.С. считал, что мышление младшего школьного возраста является основным системообразующим фактором, и это влияет на другие умственные функции, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными. Это восприятие, память, внимание. Также воображение становится произвольным[6, с.113].
У детей младшего школьного возраста возрастает стремление к высоким достижениям. Поэтому в этом возрасте мотив достижения успеха становится основным мотивом деятельности ребенка. В младшей школе ребенок начинает стремиться к совершенству, учиться своей уникальности, признает себя как личность. Благоприятными характеристиками мотивации младшего школьника для учебной деятельности является общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство, широта интересов, проявляющаяся в высокой потребности младших школьников в творческих играх, открытости младших школьников, веры в неоспоримый авторитет учителя и готовность выполнять свои задачи.
Отрицательные характеристики образовательной мотивации младших школьников заключаются в недостаточной стабильности и ситуационности интересов младших школьников, которые могут быть быстро удовлетворены, и без поддержки учителя могут исчезать и не возобновляться. Мотивы первоклассников плохо понимаются, слабо обобщаются, они чаще всего ориентируются на знания в результате обучения, а не на методы образовательной деятельности. Все эти особенности вызывают поверхностный, в некоторых случаях недостаточный интерес к учебной деятельности.
Если следовать общей динамике мотивов обучения с 1-го по 4-й класс, то можно определить следующую ситуацию. Сначала ученики проявляют интерес к внешнему виду школы, затем интересуются первыми результатами своей образовательной работы, и только после этого — учебным процессом, содержанием обучения и только позже — способами получения знаний. Таким образом, целью работы по формированию мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте является развитие стабильного образовательного и познавательного интереса, который уже является единым целым с необходимостью познания.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ