Рецепция античности в архитектуре Германии и СССР 30-х годов XX века

Цели и задачи

Целью курсовой работы является определение рецепции античности в архитектуре 30-х годов XX века в Германии и СССР.

Введение и актуальность


В задачи архитектуры входило создания этого особого стиля национал-социалистической архитектуры, который бы опирался на неоклассический европейский стиль и национальные германские традиции. Но наряду с этим в новый стиль включались и достижения современных архитектурных течений. Но главным фактором при создании нового стиля было то, что приходилось особо считаться с личными взглядами А. Гитлера на зодчество.
А. Гитлер категорически отвергал модернизм, в том числе и Баухауз. Представители этого стиля преследовались, а сам стиль нацисты заклеймили как «культурно-большевистский», «бездушный» и «ненемецкий».
Начиная с 1933 года, в архитектуре все больше появляются отдельные элементы псевдо-древнегерманского стиля. Представитель модерна Пауль Шульце-Наумбург с середины 30-х годов подвергается критике, а ведущим архитектором Третьего Рейха становится Альберт Шпеер, который в своем творчестве был последователем неоклассической традиции.
В строительстве и городов, и технологически-производственных зданий на первое место выходят рациональность и функциональность построек, как главный признак технического прогресса. Но в 30-х годах в Германии еще не было пока жестких требований и указаний в том, «как надо строить». Своеобразный диктат проводился по-другому: государственные органы, которые распределяли заказы на строительство, игнорировали архитекторов, которые не выполняли требований генеральной линии. Допускали только для проектирования частных зданий и некоторых индивидуальных проектов архитекторов, которые творили в стиле модерн.
На тот момент в Германии существовало распределение архитектурных стилей по областям строительства:
- государственные и партийные сооружений строились в стиле национал-социалистического классицизма;
- городские пригороды и СС-Орденсбурги были архитектурой защиты Отечества;
- административные и жилые здания – стиль модерн;
- казармы, военное строительство, стадионы и другие спортивные сооружения создавались в стиле функционализма;
- новая вещественность применялась для промышленного строительства и технологических сооружений.
Но та архитектура, о которой говорят искусствоведы и исследователи немецкой архитектуры, это все же монументальный стиль, который выражал героические идеи. И здесь обыденное отходило на второй план, уступая место непреодолимой тяге к героизму и величию, которое испытывало государство, вышедшее из тяжелого кризиса.
Когда к власти в Германии пришел А. Гитлер, то при выборе стиля он колебался очень недолго. Не было исканий нового стиля, он сделал выбор из уже подготовленных и существовавших. Стиль замков Нибелунгов и прусско-баварский «классицизм» были взяты под покровительство фюрера. Но нордический стиль использовался для постройки символических сооружений, надгробий и мавзолеев. И обращались к нему только в случаях, когда нужно было выразить мнимое величие, древность и превосходство нордического германского духа.
Но даже при всем своем значение нордический стиль не стал официальным стилем Третьего Рейха. Характерными признаками официозного стиля нацизма стали четырехугольные каннелированные столбы, заменившие собой пластически выразительную круглую колонну, колоссальный ордер на всю высоту здания, а также лапидарность объемов и обязательность симметрии.

Заключение и вывод


В заключение следует подвести итоги и сказать о том, что действительно в архитектуре 30-х годов СССР и Германии наблюдалась рецепция античности в формах, объемах и украшении фасада. Но главное было то, что архитектура обеих стран была подчинена идее – в одной стране торжеству и величию государства, а в другой – через архитектурные формы мировому господству.
И таким образом античность как нельзя лучше подходила для этого, как это был расцвет древнего искусства, которое стало образцом и в последующее века. Кроме того, античность была не только строгой в формах, но и достаточно роскошной и монументальной, поэтому через античную архитектуру достичь своих целей было проще всего.
В обоих государствах не стали искать новые пути решения, а обратились к уже существующим. Но стоит сказать, что элементы античности, которые присутствовали в архитектуре 30-х годов XX века в Германии и СССР – это были всего лишь внешние проявления, в планировке здания отличались от античных образов.
Но главным было то, что идеи И. Сталина и А. Гитлера были действительно воплощены через рецепцию античности, хотя и два грандиозных сооружения не были построения в обеих странах. Дворец Советов и Зал Народа должны были стать символом триумфа, но так и остались на бумаге.
Но в общем и целом, и идеи, и их воплощения в архитектуре СССР и Германии были очень похожи.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ