Речевая подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада

Цели и задачи

Цель исследования: изучить особенности речевой подготовки детей к школе в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.

Введение и актуальность


Игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу. Она используется для решения всех задач развития речи. Речевые игры можно проводить со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком.
В старшем дошкольном возрасте, когда у дошкольников начинает интенсивно развиваться логическое мышление, речевые игры чаще применяют для развития мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры особенно важны в воспитании и обучении старших дошкольников, так как они способствуют подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать учителя, быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос, точно и четко оформлять свои мысли, использовать знания в соответствии с поставленными задачами.
В целях речевой подготовки детей к школе в подготовительной группе используются различные виды речевых игр и упражнений (Приложение 1.)
Игры на развитие аналитико-синтетической речевой деятельности
Игры на развитие грамматического строя речи
Игры на словоизменение и словообразование
Игры на развитие звуковой культуры речи
Игры на развитие словаря
Игры на развитие связной речи
Игры и упражнения на развитие навыков общения
Как показывает опыт, традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошкольниками. Сегодня педагогами широко применяются нетрадиционные методы для успешного развития речи ребенка. К ним можно отнести интегрированный метод, проектную деятельность и мнемотехнику.
Новые ФГТ подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях, в том числе в процессе речевой подготовки к школе. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:
полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);
частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками. Задачами проектной деятельности в дошкольном возрасте являются:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике используют мнемотехнику - систему разнообразных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Использование мнемотехники дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Таким образом, методы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и практические (игровые). Игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. В старшем дошкольном возрасте, когда у дошкольников начинает интенсивно развиваться логическое мышление, речевые игры чаще применяют для развития мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры особенно важны в воспитании и обучении старших дошкольников, так как они способствуют подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать учителя, быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос, точно и четко оформлять свои мысли, использовать знания в соответствии с поставленными задачами. Как показывает опыт, традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошкольниками. Сегодня педагогами широко применяются нетрадиционные методы для успешного развития речи ребенка. К ним можно отнести интегрированный метод, проектную деятельность и мнемотехнику.

Заключение и вывод

В данной курсовой работе рассмотрена проблема речевой подготовки детей к школе в подготовительной группе детского сада. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы можно сделать следующие выводы:
1. Проблемы развития детской речи издавна привлекали к себе внимание различных специалистов в нашей стране и за рубежом. Усвоение родного языка, развитие речи являются одними из самых значимых приобретений детей в дошкольном возрасте и рассматриваются в современном дошкольном образовании как общая база воспитания и обучения детей. В этот период ребенок активно усваивает разговорный язык, происходит становление и развитие всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное усвоение родной речи в дошкольном возрасте является значимым условием решения задач воспитания детей в сензитивный период развития, поэтому развитие речи является важной частью подготовки детей к школе.
2. Чем лучше у дошкольника будет развита речь перед поступлением в школу, тем успешнее школьник овладеет чтением и письмом. Речевая подготовка дошкольников предполагает активное развитие различных сторон речи, включая звукопроизношение, обогащение словаря, грамматическую правильность речи, выразительность речи, развитие устной речи, способность рассказывать, передавать услышанное в связном последовательном рассказе. Главными направлениями работы при речевой подготовке дошкольников должны быть: общая и специальная речевая подготовка. Чтобы достичь необходимого уровня речевой готовности к школе, следует реализовывать целенаправленную речевую подготовку во время занятий по развитию речи и в процессе других режимных моментов в дошкольных образовательных учреждениях, либо в семье.
3. Методы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и практические (игровые). Игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. В старшем дошкольном возрасте, когда у дошкольников начинает интенсивно развиваться логическое мышление, речевые игры чаще применяют для развития мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры особенно важны в воспитании и обучении старших дошкольников, так как они способствуют подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать учителя, быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос, точно и четко оформлять свои мысли, использовать знания в соответствии с поставленными задачами. Как показывает опыт, традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошкольниками. Сегодня педагогами широко применяются нетрадиционные методы для успешного развития речи ребенка. К ним можно отнести интегрированный метод, проектную деятельность и мнемотехнику.
4. Основными факторами, которые обеспечивают общеречевую и специальную речевую подготовку ребёнка к школе, являются целесообразная речевая среда, целенаправленная организация педагогической работы на основе субъект-субъективного взаимодействия, активное общение детей, педагогов и родителей. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют развитию речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Как показывает практика, речевая подготовка детей к школе происходит на основе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. На основе последовательного взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы обеспечивается достаточная речевая среда и коммуникативно-речевая компетентность будущих учеников.
.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ