Развлекательные программы советского телевидения (на премьере программы Голубой Огонёк)

Однако интересы аудитории развлекательных телепередач трансформируют эту структуру, упрощая ее до трех аспектов: обозначение темы, аргументация, практическая постановка вопроса. Также нередко создается инверсия композиционно-структурных узлов, последовательность которых определяется не классическими требованиями, а необходимостью в сильном эмоциональном воздействии на зрителя.
Так сформировалось три основных принципа подводки к заглавной теме программы [2, с.42]:
— постепенная подводка к главному;
— от главного к подробностям;
— в начале – главное, с сохранением кульминации истории.
Сейчас особенно популярна структура, когда самые важные сведения размещены в начале, а остальные преподносят зрителю позже. Внутри «пирамиды» материал может компоноваться по-разному. Перечислим основные варианты композиции:
— главное и самое интересное, затем подробности, предыстория, в конце идет дополнительная информация;
— главное, а после описываются все произошедшие события в хронологическом порядке;
— вступление в форме жанровой сценки или пример из жизни, изложение событий;
— концовка с «изюминкой», результаты освещаются в последнем абзаце;
Также композиционно программы могут быть созданы в манере очерка и включать описание впечатлений, наблюдения автора материала, цитаты и различные отступления. Другой вариант – это освещение ситуации с использованием формата аналитических материалов. В таком случае в начале программы ставится проблема, после раскрываются мнения, а в финале дается комментарий.
Немалое внимание в построении структуры отводится концовке программы, которая должна быть особенно запоминающейся, чтобы создать эффектное завершение телепрограммы.
В информационно-развлекательных программах ведущий связывает остальные элементы программы между собой, развивает сценарий, проводит логические мостики между блоками передачи. Так достигается единая и целостная структура программы [7, с.51].
Также в развлекательных программах для построения структуры используются разные виды монтажа: доминантный, обертонный, интеллектуальный, информационный. Популярным на каналах стал «полимонтаж», когда на одной плоскости экрана сталкиваются одновременно два или три действия: «монтажная перебивка», «монтажное крепление», «проходы героя» и т.д.
Целостность телепередачи достигается с помощью художественной формы и содержания. С этой целью наиболее интересные эпизоды с помощью монтажа связывают в единую целостную картину. Яркой особенностью современного телевидения является подбор наиболее драматических, скандальных и, цепляющих внимание аудитории, эпизодов: драки, скандалы, противоречивые признания и т.д. Подобные «острые» эпизоды уже долгое время используются успехом в развлекательном телевидении России. Подобные эпизоды стали подбирать для своих развлекательных программ и местные телеканалы, в погоне за усилением драматизма своих телепередач.
Еще один популярный способ композиционного построения программы – это «создание мотива». Метод подразумевает выделение главного эпизода или другого сюжетного хода. Им может быть необычное событие или история, от которой автор сможет динамически развернуть сценарий программы, раскрывая заглавную тему [10, с.47].
Единство структуры и композиции программы достигается четкостью предъявления текстовых блоков. Необходимо соотнести текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации. В случае с развлекательными программами необходимо соблюдать пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала. Таким образом выдерживается смысловая, стилистическая, интонационная цельность найденного материала.
Таким образом, структурно-композиционные решения в создании информационно-развлекательной программы имеют широкое поле для авторских экспериментов. Однако если федеральные каналы пытаются конкурировать в создании развлекательного контента, чтобы удовлетворить взыскательный вкус современного зрителя, то региональное телевидение стремится повторить уже существующие структурно-композиционные элементы федеральных и зарубежных программ.
Анализ композиционно-структурных особенностей развлекательных телепрограмм позволяет нам сформулировать основные направления развития российских региональных телеканалов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ