Развитие навыков сотрудничества младших школьников в процессе создания школьной летописи

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей развития навыков сотрудничества младших школьников в процессе создания школьной летописи.

Введение и актуальность


Л.А. Косолапова отметила, что сотрудничество в психологическом смысле это позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников[Косолапова Л.А. Влияние педагогической науки и социальной практики на конструирование педагогики как учебной дисциплины Л.А . Под общ. ред С.С. Чернова. Книга 2. Новосибирск: Изд. «СИБПРИНТ», 2010.89с].
Т.А. Рунова отметила сотрудничество как идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку[Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками. Автореферат к.п.н. Нижний Новгород, 2004.193с.].
Н.Ю. Шведова выделяла, что сотрудничать, это работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле[Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. Ити Технологии.2008.944с.].
По мнению В.К. Дьяченко, сотрудничество это наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект - субъектных отношений в совместной деятельности[Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий Начальная школа. М.,Просвещение 1990. 192с.].
И. А. Зимняя отдаёт предпочтение термину сотрудничество, как наиболее ёмкому, деятельностно-ориентированному и общему по отношению к другим терминам, обозначающему многосторонние взаимодействия в учебной группе[Зимняя И.А. Педагогическая психология М.: Логос, 2004.384с.].
По мнению А.А. Леонтьева сотрудничество предусматривает все уровни общения деятельность - взаимодействие-общение – контакт[Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении. Начальная школа +до и после. 2002,Рязань МПСУ №11.393 с.].
В своих работах В.А. Бахвалов писал что, сотрудничество является источником уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека, как в интеллектуальной так и в эмоциональной и личностной сфере[Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.].
А.Б. Леонова рассматривает понятие сотрудничество как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, где осуществляется обоюдный обмен мнениями, интересами, установками[Леонова А.Б. Организационная психология: Учебник под общей редакцией А.Б. Леоновой. М.: НИЦинфра-м, 2013.448с].
По мнению М.С. Кагана сотрудничество это субъект-субъектные отношения[Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. В 2 книгах Книга 1. Автор: Каган М. С. Год: 2003 Издание: Петрополис. Град Петров в истории русской культуры.383с].
Сотрудничество по Л.С. Выготскому это необходимое условие продвижения ребенка в своем развитии [Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,АПН 1999.130с].
В.А. Кан-Калик определяет сотрудничество как способность через определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество[Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество Год: 1990. Жанр: монография Издательство: Педагогика Язык: Русский Формат 144с.] .
Согласно М.И. Шевыревой, сотрудничество – это стремление понять и поддержать друг друга с целью достижения результата, способность учитывать интересы другого как свои, а так же проявлять добровольную активность. Акцент уделяется на отношение детей: умение обмениваться мнениями, договариваться, понимать, оценивать и себя и других[ШевырёваМ.И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5-7 лет посредством моделирования. М.И. Шевырёва Актуальные вопросы современной педагогики: материалы межд.научн.конфг. Уфа, ноябрь 2012. с 70- 72.].
Н.А. Косолапова утверждает, что сотрудничество это позитивное взаимодействие, при котором цели интересы совпадают, либо достижение целей одних участников совпадают с интересами и целями других[Косолапова Л.А. Влияние педагогической науки и социальной практики на конструирование педагогики как учебной дисциплины Л.А . Под общ. ред С.С. Чернова. Книга 2. Новосибирск: Изд. «СИБПРИНТ», 2010.89с].
Сотрудничество – непосредственное обращение детей за советом или помощью. В данном процессе дети учатся помогать, обращаться за помощью, формировать и отстаивать свою точку зрения, пытаться разрешить конфликтные ситуации.
Основными характеристиками навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста являются: единство цели, распределение выполняемых функций между участниками и одновременное их выполнение, а также наличие позитивных межличностных отношений.
Формирование навыков сотрудничества со сверстниками необходимо и для становления способности строить своё действие с учётом действия партнера, понимать и принимать мнение других, учитывать и понимать эмоциональное состояние партнера.
Сотрудничество – идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку. Н.Ю. Шведова [Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. Ити Технологии.2008.944с.] выделяла, что сотрудничать – это значит работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. По мнению Дьяченко, сотрудничество – наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки - организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности.
В.Я. Ляудис рассматривает сотрудничество как совокупность двух основных аспектов.

Заключение и вывод


Анализ работ Мухиной В.С., Давыдова В.В., Кулагиной И.Ю. Первина И.Б., Бодалева А.А., Беловой В.С., Слободчикова В.И., Леонтьева А.А., Аверина В.А., Безруких М.М.,Айдарова Л.И., Витковской И.М. Дьяченко В.К., показал, что задачу развития сотрудничества младших школьников со сверстниками ставит возможным и она может быть успешно решена, так как младший школьник активный (Кулагина И.Ю.) любознательный (Первин И.Б.) самостоятельный (Бодалев А.А.) ответственный за свои поступки (Белова В.С.), способен оценить свой поступок.
Анализ работ Косолапова Л.А., Шведовой Н.Ю., Дьяченко В.К., Зимней И.А., Леонтьева А.А., Кагана М.С., Ефремовой Т.Ф., Кан-Калика В.А.Бахвалова В.В., Подласова И.П.,Руновой Т.А., показал, что под сотрудничеством мы понимаем позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Сотрудничество младших школьников со сверстниками это определенный уровень отношений между младшими школьниками, который характеризуется умением договариваться со сверстниками, умением услышать другую точку зрения, даже если она расходится со своей собственной , умением поставить общую цель совместной работы и получить результат совместной деятельности.
Анализ современной литературы показал, что процесс создания школьной летописи, осуществляемый в процессе работы с детьми младшего школьного возраста, позволит развить у учащихся навыки сотрудничества.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ