Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель исследования: определить условия развития мышления у детей дошкольного возраста.

Введение и актуальность


Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.
Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.
Мыслительные операции очень разнообразны:
анализ,
синтез,
сравнение,
абстрагирование,
конкретизация,
обобщение,
классификация.
Что из этого списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекает в форме суждений и умозаключений:
1. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
2. Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность.
3. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами [13].
Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.
Способы мышления:
Индукция - от единичных фактов к общему выводу
Дедукция – от общего суждения к частному.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов [11].

Заключение и вывод

Таким образом, в работе были сделаны следующие выводы:
1. Мы изучили психолого-педагогическую литературу по теме исследования и выяснили, что в старшем дошкольном возрасте по сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний.
2. Все эти знания и представления наиболее активно развиваются в процессе совместной со взрослыми работы, когда она сопровождается пояснением, советами. Особое значение это имеет для развития мышления.
3. Также мы проанализировали программы по проблеме развития мышления у дошкольников и пришли к выводу, что занятия необходимо проводить в игровой форме, ведь дидактическая игра – овладение способами познавательной деятельности доступным для ребенка образом.
Таким образом, в работе были решены задачи и достигнута цель.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ