Разностороннее развитие личности ребёнка: история, современность, опыт

Цели и задачи

Целью данной работы является изучение разностороннего развития личности ребёнка через призму истории, современного состояния вопроса, опыт педагогов.

Введение и актуальность


Считают, что для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие с одним человеком, обычно с мамой – это дает ребенку чувство уверенности и защищенности. Если эти отношения носят эмоционально позитивный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность. Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, для которого характерна положительная установка на объект привязанности и зависимости от него. Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Привязанность ребенка к маме формируется постепенно в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.
Результаты лонгитюдного исследования, проведенного американскими психологами [10], доказали влияние ранней детской привязанности на формирование многих положительных качеств личности и черт характера. Так, дети, для которых характерна надежная привязанность в возрасте 18 месяцев, позже (из двух и пяти лет) лучше умели пользоваться игрушками и свободно общались со сверстниками, чем другие дети. В период обучения в начальной школе дети с высокой степенью привязанности проявляли большую настойчивость в обучении и более эффективно взаимодействовали с одноклассниками. Эти дети отличались высоким уровнем развития познавательных процессов и проявляли высокий интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Кроме исключительной формы привязанности (привязанности к маме) существует еще и количественная форма привязанности, которая возникает в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек. Такая форма привязанности также положительно влияет на психическое развитие ребенка. В любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с определенным человеком будут способствовать становлению более эффективного взаимодействия подрастающего человека с окружающей средой и людьми.
М.И. Лисина выделяет следующие формы общения характерных для детей раннего возраста:
• Ситуативно-личностное общение. Оно характерно для младенцев и для детей раннего возраста. Это, как правило, взаимодействие ребенка и взрослого. Прежде всего, ребенок нуждается в эмоциональном контакте;
• Ситуативно-деловое общение. Эта форма общения возникает только в раннем возрасте. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте с мамой, но и в сотрудничестве. Ребенок осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, и взрослый помогает ему в этом, показывает, как можно действовать с игрушками, предметами быта и др. [3].
У ребенка после 1,5 лет появляется тяга к самостоятельности, но ребенок все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и новых видов деятельности. Постепенно общение между взрослым и ребенком перестает быть доминирующим типом деятельности, но роль взрослого еще очень весома. Общение выступает как средство осуществления предметной деятельности. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Если общение с ребенком ограничено, это может негативно повлиять на общее развитие и на развитие речи. Если взрослые пытаются опередить любую просьбу малыша, выраженную невербально, у ребенка тоже не будет мотива к овладению навыками речевого взаимодействия [6].
В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Они с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, с большим удовольствием слушают сказки или стихи, которые им рассказывают.
Таким образом, физическое, когнитивный и эмоциональное развитие ребенка зависит от характера взаимодействия со взрослым.

Заключение и вывод

Воспитание и развитие потребностей, чувств, мотивов, целей и других сторон личности в период дошкольного возраста достигает такого уровня, который позволяет ребенку перейти на ступень систематического обучения в школе.
Исходя из положения о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии ребенка, необходимо организовать жизнь ребенка в учебно-воспитательных учреждениях и в семье таким образом, чтобы она была насыщена разнообразными видами деятельности. При этом должно быть обеспечено руководство ими, направленное на обогащение содержания, усвоение новых умений, развитие самостоятельности и т. п.
Считается, что в возрасте около восьми лет ребенок достигает примерно 90% всех своих интеллектуальных возможностей, то есть речь идет о формировании "объема", который будет наполняться "содержанием" в течение всей жизни человека. Приобретения знаний, умений, навыков и т.д. в подростковом возрасте и достижения в дальнейшей деятельности в течение всей жизни обусловлены, в основном, "интеллектуальным фундаментом", заложенным в детстве.
Бурное развитие всего спектра способностей ребенка, его тяга к творчеству обусловлена, прежде всего, любознательностью, которая присуща всем малышам. Еще одним условием успешного развития ребенка является хорошая память, которую обычно нужно специально развивать.
К сожалению, с возрастом любознательность ребенка уменьшается. Этот процесс, с одной стороны, естественный, поскольку в определенной мере любознательность является возрастным признаком, но, с другой стороны, во многом способствуют уничтожению желания познавать, экспериментировать, конструировать, изобретать, исследовать различные трудности, с которым сталкивается ребенок.
Итак, важность создания благоприятных условий процесса воспитания, направленных на развитие способностей ребенка, трудно переоценить.
В то же время понятно, что больше шансов достичь успеха в своем развитии и деятельности имеют личности не только любознательные (а значит, хорошо развитые на начальном этапе своего становления), но и настойчивые, целеустремленные и обязательно наделенные крепкой памятью, что является залогом получения, осознания и анализа знаний. Без этого развитие и создание нового невозможно.
Психолого-педагогическая деятельность по созданию условий для развития способностей и дарований детей и молодежи тесно связана с их воспитанием. Предоставив одаренной природой человеку определенную сумму знаний можно создать просто интеллектуала ("живой компьютер"), но не творца. Проблему развития способностей одаренной молодого человека можно считать решенной только при условии формирования творческой личности с высоким уровнем интеллекта, воспитанного на принципах нравственности, то есть психологически настроенной на социально и общественно полезную деятельность.
Такой подход, на наш взгляд, является залогом прогрессивного развития науки и культуры в обществе и одновременно является условием предотвращения формирования "злых гениев", то есть личностей, деятельность которых хотя и высокоинтеллектуальной, но деструктивной по отношению к обществу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ