Психологические особенности спортивных болельщиков

Второй тип – околофутбольные драчуны – как правило, несовершеннолетние, использующие футбол как предлог для участия в драках. В фанатской среде их называют либо «карликами», либо «фантомасами». Фанаты относятся к ним негативно, потому что «карлики» – абсолютно не имеющая индивидуальности масса людей, в общем-то, равнодушная к команде, за которую якобы болеют, и к словам старших товарищей.
Это люди, которые, не имея повода подраться, ищут его благодаря трениям, которые возникают между теми или иными группировками болельщиков. Именно их часто СМИ называют футбольными фанатами, что в корне не верно. «Карлики», как таковые, почти не имеют никакого отношения к футбольному фанатизму. Они понимают только верхушку айсберга, считая, что футбольный фанатизм – лишь лишний повод подраться, при этом, не принимая идеологию тех или иных групп футбольных фанатов, не разбираясь в правилах поведения в рамках этой группы. Зачастую эта категория людей не является футбольными болельщиками и в обычном понимании этого слова, т.е. они не знают игроков команды, им безразлично, выиграет команда или проиграет.
Они, что называется, болеют не за команду, а за имя. Название клуба для них – ни что иное, как знамя, под которым идут в бой, чтобы нанести поражение фанатам другого клуба.
Для этого типа характерно: отсутствие интереса к собственно футболу, желание самоутвердиться за счет других, желание подраться без причины [3].
И третий тип представлен футбольными хулиганами. Это – агрессивные любители футбола, главные участники сражений до, после и во время матчей, члены хорошо организованных бригад, со своей идеологией, уставом, врагами и друзьями, целями и задачами. Они представляют собой боеспособные группировки, которые пользуются влиянием как в молодежной среде, так и в теневой политике и экономике. Именно их СМИ пытаются постоянно выставить «группой обкурившихся (пьяных) подростков», по неведению путая их с «карликами» [3].
Два последних типа проявления футбольного фанатизма принимают форму аддиктивного поведения, т.е. аддиктивного фанатизма. Это крайняя степень увлечения какой-либо деятельностью с созданием из нее культа, поклонением кумирам и растворением в группе единомышленников [4, с. 205]. Фанатики обнаруживают аддикцию отношений, желание, чтобы их единомышленники властвовали над остальными, стремление к разрушению и саморазрушению. Сознание адепта культа определяется групповыми ценностями, ответственность за жизнь самоотверженно передается лидеру. Аддиктивной мотивации фанатического поведения способствует обстановка групповой тайны, магические ритуалы, идеологический накал – все это заполняет «пустоту» реальной жизни аддикта. Им характерна нетерпимость к инакомыслящим: «Кто не с нами, тот против нас» [4].
Членами фанатических групп становятся зависимые личности, неспособные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе, ведомой сильным лидером. Чем больше они теряют свою индивидуальность, тем сильнее нуждаются в идентификации с лидером и группой, чтобы получить нарциссическое ощущение всемогущества [4].
Как показал анализ теоретической литературы, типология спортивных болельщиков может быть дана в соответствии с двумя признаками: по форме участия в спортивном зрелище и по способу получения энергии и информации о спортивном событии. Традиционная классификация спортивных болельщиков первого типа выглядит следующим образом: «болельщик», «фанат», «хулиган» [1,2].
«Спортивный болельщик» – это страстный любитель спортивных зрелищ, поклонник, как правило, одной какой-либо спортивной команды, остро переживающий её успехи и неудачи. «Фанаты» бывают двух типов: «фанат мирный» – отправляется на выездные матчи и публично, коллективно поддерживает любимый клуб, места приобретает в фанатском секторе; «фанат дикий» – внутренне агрессивно настроенный одиночка, в случае необходимости готовый стать топ-бойцом. Часто придерживается идей примитивного расизма и шовинизма. «Хулиганы» – большая субкультура, берущая своё начало в далёких «британских» 70-х годах прошлого столетия. Для России это явление выглядит относительно новым. Хулиганы ходят (или выезжают в другие регионы и страны) на все матчи «своей» команды. Представители этого типа болельщиков редко ходят поодиночке, особенно в дни матчей.
Главной потребностью такого рода болельщиков является желание выплеснуть отрицательную энергию неэтическими средствами и при этом избежать ответственности.
События конца XX-начала XXI веков показали, что традиционную классификацию спортивных болельщиков необходимо дополнить новыми типами: «респекшн» и «семьянин». В образе первого типа доминирует идея социального превосходства, демонстрация достижений. Как любой другой спортивный болельщик, он стремится быть частью грандиозного спортивного события, ощутить неповторимую атмосферу матча среди многотысячной толпы болельщиков, получить яркие эмоции от игры, однако на фоне абсолютной приватности, непревзойденного комфорта и безупречного сервиса. «Семьянин» предпочитает смотреть спортивное действие вместе с девушкой, женой, с детьми. Кроме красивой зрелищной игры, ему необходимо общение с близкими людьми и культурный спокойный отдых. Такой болельщик предпочитает посещать не огромные стадионы, а залы и бассейны.
И приоритетными видами спорта в его мире являются не столько футбол, сколько баскетбол, волейбол, синхронное плавание, гимнастика, теннис, прыжки в воду. В классификации спортивных болельщиков по способу получения энергии и информации о спортивном событии выделяются три типа потребителей спортивной информации: «реальные участники» (посетители спортивных соревнований), которые активно интересуются спортом и посещают спортивные соревнования; «медийные участники» (телезрители или посетители интернет-кафе), которые регулярно следят за спортивными событиями по радио, телевидению, посредством Интернета и гаджетов, редко посещают стадионы; «риторические участники», или так называемые «диванные эксперты», – люди, которых интересует не столько выступление спортсменов, сколько информация о результатах спортивного соревнования или его возможный скандальный контекст. Разные виды спорта обладают различной потенциальной способностью воздействия на психику болельщика.
На основании анализа правил разных видов спорта и принципов выставления судейских оценок можно выделить три основных компонента зрелищности спорта: интеллектуальный, эстетический и физический. Таким образом, анализ теоретической литературы показал, что психология болельщиков изучается с различных сторон, представлены классификации болельщиков.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ